Об этом в ходе сессии «Регионы России: Создание и развитие точек роста», состоявшейся в рамках ПМЭФ-2015, рассказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Георгий Каламанов.
«Одной из форм территориального развития промышленности и появления новых точек роста может стать создание промышленных кластеров, предусмотренных статьей 20 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации», – сказал Георгий Каламанов.
По словам замминистра, создание промышленного кластера в регионе позволяет вовлечь в хозяйственный оборот некоторые незагруженные объекты промышленной и инновационной инфраструктуры, задействовать научный и образовательный потенциал, в том числе и соседних регионов.
Некоторые промышленные предприятия и органы государственной власти субъектов Российской Федерации выступили инициаторами создания промышленных кластеров. Так, Иркутский авиационный завод реализует проект создания промышленного кластера в кооперации с промышленными предприятиями, в том числе расположенными в других субъектах Российской Федерации (ЗАО «Энерпром», ОАО «ПО «Усольмаш», ООО «Транс-Атом»), вузами и научными институтами (ИрГТУ, ОАО «Иркутский НИАТ»), другими объектами промышленной и инновационной инфраструктуры (индустриальный парк «Иркут»).
По словам Георгия Каламанова, с аналогичными инициативами по созданию промышленных кластеров также выступают другие субъекты Российской Федерации: композитный кластер Смоленской области, кластер газотурбинного машиностроения Ярославской области, станкостроительный кластер Челябинской области, что показывает востребованность такой формы территориального развития промышленности.
Замминистра рассказал о состоявшемся недавно круглом столе Минпромторга, в ходе которого представители Минэкономразвития России, Минкомсвязи России, региональных органов государственной власти, профильных ассоциаций, корпораций развития регионов, технопарков и индустриальных парков отметили достаточность мер государственной поддержки, реализуемых сегодня государством в части строительства новых объектов промышленной и инновационной инфраструктуры.
Участники круглого стола согласились, что промышленные кластеры могут стать новыми точками роста промышленного потенциала путем вовлечения в хозяйственный оборот существующей промышленной и инновационной инфраструктуры и организации производства отечественных товаров.
Георгий Каламанов напомнил, что отбор промышленных кластеров Минпромторг России планирует организовать в 3 квартале 2015 года в рамках Общественного совета при Минпромторге России и предусмотреть меры государственной поддержки указанных инициатив субъектов промышленной деятельности в рамках бюджетного процесса 2016 года.
Кроме того, в ходе сессии «Несырьевой экспорт: сделано в России», состоявшейся в рамках ПМЭФ-2015, заместитель министра промышленности и торговли Георгий Каламанов рассказал об экспортных и импортных пошлинах и других мерах государственной поддержки отечественной промышленности.
В ходе мероприятия участники обсудили особенности влияния экономической ситуации на экспортную деятельность, перспективы развития производства отечественных товаров, трудности ускоренного роста и диверсификации экспорта, наиболее востребованные у экспортеров меры государственной поддержки, а также способы эффективного продвижения российских товаров и услуг на внешних рынках и дополнительные стимулы для роста несырьевого экспорта.
Георгий Каламанов напомнил об основных мерах таможенно-тарифного регулирования, направленных на поддержку российских производителей, которые были приняты в 2014-2105 гг. В их числе меры, направленные на развитие авиационной, энергомашиностроительной, химической, металлургической отраслей промышленности, тяжелого машиностроения, лесопромышленного комплекса и производства мебели и других отраслей.
Участники мероприятия также обсудили альтернативные меры государственной поддержки предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Минпромторг России совместно с ФТС России осуществляет анализ ввоза на территорию Российской Федерации включенного в перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации и ввоз которого на территорию РФ не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. В 2014-2015 гг. в соответствии с предложениями российских предприятий указанный перечень был дополнен 8 типами технологического оборудования, не производимого в Российской Федерации.
|