Червячная передача, состоящая из червячного колеса 2 и цилиндрического
червяка 1 (рис. 214, а), относится к передачам со скрещивающимися осями,
расположенными под углом 90º. Червячные передачи широко применяют в
делительных механизмах зуборезных станков, подъемных механизмах, приборах, в
которых требуется плавная, бесшумная работа и высокая равномерность вращения.
По сравнению с другими видами передач, червячные передачи могут передавать
крутящие моменты с большим передаточным числом при небольших габаритах.
Линейный контакт между зубьями, относительно большое число зубьев, находящихся
одновременно в зацеплении, позволяют им передавать большую нагрузку. Высокий
коэффициент скольжения при зацеплении зубьев обеспечивает передаче бесшумную и
плавную работу. Точно изготовленная червячная передача имеет высокую равномерность
вращения. К недостаткам червячной передачи относятся: высокая затрата мощности
на преодоление трения в зацеплении, достаточно высокий нагрев, быстрый износ зубьев,
сравнительно низкий КПД (50 — 90%). Чем меньше угол подъема витка червяка и
хуже качество поверхности на профилях зубьев, тем больше потери мощности. Для
уменьшения потери мощности необходимо выбирать соответствующий материал для
изготовления червяков и червячных колес, использовать определенный смазочный
материал; поверхность профиля зубьев должна быть гладкой. У
малонагруженных червячных передач червяк обычно изготовляют из улучшенной
стали, а колесо из чугуна. У нагруженных и ответственных передач
червяки изготовляют закаленными из цементуемых
сталей, а колесо из бронзы. Особое внимание уделяют точности изготовления
зубчатого зацепления червячной передачи. Высокая точность червячного колеса
достигается при нарезании зубьев на станке с высокой кинематической точностью и
отсутствием зазоров в кинематической цепи. Для облегчения правильного
зацепления червячной передачи необходимо соблюдать следующее правило: червяк и
червячное колесо должны иметь одинаковую форму профиля. Внешний диаметр червячной
фрезы должен быть больше диаметра червяка на удвоенный радиальный зазор, а
толщина зуба фрезы больше, чем у червяка, на боковой зазор в передаче. При
фрезеровании за два хода черновая фреза должна иметь большую по сравнению с
чистовой фрезой высоту головки, а чистовая фреза — большую
чем у черновой фрезы, толщину зуба. Для фрезерования зубьев червячных колес,
которые сопряжены с многозаходными червяками, применяют многозаходные фрезы.
При нарезании многозаходными фрезами число зубьев обрабатываемого колеса и
число заходов фрезы не должны иметь общих множителей.
Нарезание зубьев червячных колес выполняют на универсальных зубофрезерных
станках методом обкатки и специально предназначенных для этой цели мастер-станках. Фреза и колесо
вращаются при нарезании зубьев так же, как червяк и червячное колесо в собранном
агрегате. Выбор метода обработки зависит от требуемого качества зацепления
червячной передачи. Червячные колеса с углом подъема винтовой линии червяка до
8° обрабатывают методом радиальной подачи. Червячные передачи повышенной
точности и имеющие большие углы подъема нарезают с тангенциальной подачей
червячными фрезами с заборным конусом или фрезой-летучкой. При нарезании с
радиальной подачей червячных колес с углом подъема линии зуба свыше 8º и
сравнительно большим обхватом червяка перед достижением номинального межосевою
расстояния происходит срез металла с профиля зубьев колеса. Срезанный участок
профиля зуба не участвует в зацеплении. По этой причине и вследствие лучшего
образования профиля зубьев червячных колес метод тангенциальной подачи часто
применяют и для зубчатых колес с углом подъема меньше 8º.
Нарезание с радиальной подачей осуществляется на зубофрезерных
станках цилиндрической фрезой (рис. 214,б), ось которой устанавливают
горизонтально, симметрично оси колеса. В процессе резания
фреза 3 подается радиально на глубину зуба с подачей 0,08—0,50 мм/об стола и
скоростью резания 20-25 м/мин. Чтобы зубья колеса были нарезаны полностью по
всей окружности, после достижения полной высоты и выключения радиальной подачи
необходим еще один полный оборот детали, прежде чем следует остановить станок.
Из зацепления с колесом фрезу следует выводить до выключения работы станка,
чтобы не повреждать профиль зубьев колеса. При фрезеровании с радиальной
подачей параметр шероховатости поверхности зависит от числа зубьев и заходов
фрезы, а также диаметра колеса. Если диаметр колеса мал, а фреза имеет
небольшое число зубьев, на профиле зубьев колеса остаются широкие следы огибающих
резов. Для снижения параметра шероховатости по окончании радиальной подачи
целесообразно применять чистовую обработку с тангенциальной подачей. Число
резов на боковой поверхности зуба можно регулировать путем изменения
тангенциальной подачи. Путь тангенциальной подачи в этом случае равен примерно
одному осевому шагу червячной фрезы. Метод обработки с радиальной подачей
обладает высокой производительностью; его применяют для обработки червячных
колес невысокого качества и колес с относительно небольшим углом подъема
зубьев.
Нарезание с тангенциальной подачей выполняют на зубофрезерных
станках с протяжным суппортом, который сообщает фрезе осевую подачу. Обработка
ведется червячной фрезой с заборным конусом или фрезой-летучкой. Червячная
фреза состоит из двух частей — заборной и
цилиндрической. Заборная часть фрезы, выполненная в виде конуса, предназначена
для черновой обработки зубьев колеса, В большинстве случаев угол конуса заборной
части выбирают равным 20-26°. Правозаходные
червячные фрезы имеют заборную часть у правого конца, а левозаходные
— соответственно у левого конца. Заборный конус фрезы при работе с осевой подачей
необходим для распределения износа и уменьшения нагрузки на зубья фрезы. Цилиндрическая
часть фрезы, равная одному полному витку, производит чистовую обработку
зубьев.
Перед обработкой фрезу 4 устанавливают таким образом, чтобы ее заборная
часть слегка касалась окружности выступов колеса (рис. 214, в). Резание
начинается с внедрения заборного конуса в тело колеса при осевом перемещении
фрезы, а заканчивается, когда первый калибрующий зуб выходит из зацепления с зубом
колеса. При нарезании зубьев колеса за один ход инструмент устанавливают на номинальное
межосевое расстояние червячной передачи. Если обработка ведется за два хода или
с радиальной подачей, межосевое расстояние увеличивают для обеспечения
припуска под чистовую обработку. Тангенциальная подача должна быть направлена
против вращения стола; .ее выбирают в пределах 0,08 —
0,5 мм/об стола для чернового и 0,5 — 0,12 мм/об стола для чистового нарезания
зубьев; скорость резания 20 — 25 м/мин. Длину пути фрезы можно определить
графически. Начальное положение — когда заборная часть фрезы начинает касаться
тела колеса, конечное — когда первый зуб с полным профилем выходит из
зацепления. Производительность метода фрезерования с
тангенциальной подачей ниже, чем с радиальной, а точность выше.
При нарезании с радиально-тангенциальной подачей (рис. 214, г) черновая
обработка осуществляется заборным конусом при внедрении его на радиальной
подаче до достижения номинального межосевого расстояния между фрезой 5 и
колесом. Затем происходит автоматическое переключение на чистовую обработку.
Цилиндрическая часть фрезы при тангенциальной подаче снимает с боковых сторон
зуба минимальный припуск. Тангенциальный путь фрезы значительно сокращается.
Толщина зуба заборной части фрезы делается меньше толщины цилиндрической части.
Возможен другой вариант обработки. Если под чистовую обработку необходимо
оставить припуск, радиальная подача выключается раньше, чем будет достигнута
полная высота зуба; станок автоматически переключается на тангенциальную
подачу для чистового нарезания зубьев. При нарезании с радиально-тангенциальной
подачей можно применять цилиндрические фрезы той же длины, что и при
фрезеровании с радиальной подачей. Метод с радиально-тангенциальной подачей
более высокопроизводителен, чем метод с радиальной подачей, и обеспечивает
лучшее формообразование профиля зубьев, чем метод тангенциальной подачи.
Нарезание фрезой-летучкой применяется в единичном производстве. При
обработке точных червячных колес и колес крупного модуля вместо одного резца в
оправке установлено несколько резцов (рис. 214, д).
Резцы 6, 7 предназначены для черновой обработки впадины зубьев, а резец 8 -
для чистовой. Фрезой-летучкой работают только при методе тангенциальной
подачи. Червячные колеса, сцепляющиеся с однозаходным червяком, фрезеруют с
подачей 0,9—0,15 мм/об стола. Подача уменьшается,
когда фрезеруют колеса, сопряженные с многозаходными червяками. Скорость
резания 12—18 м/мин. Нарезание фрезой-летучкой — процесс длительный с низким
периодом стойкости. Для повышения производительности черновое нарезание осуществляют
с радиальной подачей на 0,2 мм глубже полной высоты зуба, а чистовое нарезание
— фрезой-летучкой с тангенциальной подачей; припуск снимается только с боковой
стороны зуба. Возможность регулирования резца в оправке по высоте позволяет
получить однородное качество зацепления червячных колес.
Чистовая отделка зубьев червячных колес осуществляется после чистового
фрезерования, с помощью червячных шеверов. Шевер представляет собой червяк, на вершине и боковых
сторонах которого нанесено большое число узких незатылованных
зубцов. Шевер обычно шлифуют на том же станке и теми
же методами, что и червяк; червячный шевер по диаметру
равен диаметру сопряженного червяка. Для увеличения срока службы и получения локализованного
пятна контакта в середине зубчатого венца диаметр шевера
должен быть несколько больше диаметра применяемой перед этим червячной фрезы
для чистовой обработки. При работе таким шевером
соответственно увеличивают межосевое расстояние на станке и дополнительно
повертывают фрезерную головку на разность углов подъема обоих инструментов.
Червячный шевер трудоемок и сложен в изготовлении,
его применяют для обработки ответственных червячных передач. При снятии мелкой
стружки уменьшается параметр шероховатости поверхности на профилях зубьев и,
таким образом, улучшаются антифрикционные свойства червячной передачи.
Шевингование выполняют двумя методами: с радиальной подачей посредством
сближения инструмента с деталью до достижения номинального межосевого
расстояния и осевой подачей на номинальном межосевом расстоянии. Как при
радиальной, так и при осевой подаче ведущим элементом является червячный шевер; колесо должно свободно вращаться на своей оси.
Кинематическая связь между шевером и колесом отсутствует.
При шевинговании с осевой подачей качество поверхности лучше, чем при работе с
радиальной подачей. При работе с радиальной подачей возможно также небольшое
срезание с профиля зуба колеса. Радиальная подача (ступенчатая) 0,03—0,06 мм/об стола. Припуски под чистовое фрезерование и шевингование
приведены в табл. 39. При изготовлении червячных
колес возможны погрешности формы и расположения пятна контакта. Червячная
фреза с завышенным диаметром обеспечивает ограниченное пятно контакта в
середине зубчатого венца колеса (рис. 215, а). По мере переточки фрезы до
номинального диаметра контакт удлиняется и располагается по всей длине зуба
(рис. 215, б). При использовании фрезы с заниженным после заточки диаметром
пятно контакта располагается на концах зуба червячного колеса (рис. 215, в),
что недопустимо. При расположении пятна контакта на головке или ножке зуба
колеса имеется разница в углах профиля фрезы и червяка из-за неправильной заточки
фрезы или неправильного изготовления профилей.
Изготовление цилиндрических червяков. В цилиндрических червячных передачах
червяки разделяют на следующие основные виды (ГОСТ 18498-73): архимедовы (ZA), имеющие прямолинейный профиль в осевом сечении и
архимедову спираль в торцовом; конвалютные (ZN), имеющие прямой профиль в нормальном к витку сечению
и удлиненную эвольвенту в торцовом сечении; эвольвентные
(ZI), имеющие криволинейный профиль в нормальном
сечении, эвольвентный в торцовом и прямолинейный в
сечении плоскостью, касательной к основному цилиндру. В единичном производстве
червяки с формами боковых поверхностей ZA, ZN, ZI как
предварительно, так и окончательно могут быть изготовлены на токарном станке.
Архимедовы червяки (ZA) нарезают резцами с
прямолинейными режущими кромками, установленными в осевом сечении червяка
(рис. 216,а). Обе стороны витка одновременно обрабатывают при черновом
нарезании и раздельно каждую сторону при чистовом. По этой же технологии
обрабатывают конвалютные червяки, с той разницей,
что резцы с прямолинейными кромками для червяка ZN1 устанавливают в нормальном сечении витка (рис. 216,
б), а для червяка ZN2— в нормальном сечении впадины
(рис. 216, в). При обработке эвольвентных червяков ZI важное значение имеет
установка токарных резцов. Чистовое нарезание эвольвентного
червяка выполняют двумя резцами: один резец — для обработки правой, другой —
для обработки левой стороны витка. Резцы, имеющие прямолинейные режущие
кромки, устанавливают один выше, другой ниже оси червяка, в плоскостях,
касательных к основному цилиндру червяка (рис. 216, г).
В серийном производстве используют более эффективные методы. Обработка
ведется на резьбофрезерных и специально-фрезерных
станках дисковыми или пальцевыми фрезами, профиль которых определяют для
каждого конкретного типа червяка. Возможно также точение витков червяков (типа ZA и Z1) на зубофрезерных станках долбяком. Многозаходные эвольвентные
червяки нарезают методом обкатки на зубофрезерных
станках червячными фрезами. В крупносерийном и массовом производстве широко
применяют вихревой метод обработки червяков в специальном приспособлении,
установленном на резьбофрезерном станке. Этот метод
обладает большой производительностью. Подобно изготовлению резьбы, червяки
небольших размеров, с малым углом подъема витка и небольшой глубиной профиля
накатывают в холодном состоянии без снятия стружки.
У термически обработанных архимедовых, кон валютных и эвольвентных червяков окончательную обработку профиля витка
осуществляют на специальных резьбошлифовальных
станках или станках для шлифования червяков. Для повышения производительности
шлифование осуществляют дисковыми шлифовальными кругами большого диаметра на
скорости резания 40 — 45 м/с. Шлифовальный круг правят
соответственно профилю червяка и наклоняют его (рис. 216, д)
на делительный угол подъема витка. Оба профиля шлифовального круга правят
алмазами по шаблону, которые изготовляют по заданным координатам на
профильно-шлифовальных станках. Профиль шлифовального круга соответствует
шлифуемому профилю червяка в осевом сечении. При изготовлении червяков высокой
точности необходимо использовать контрольно-измерительные приборы
соответствующей точности. Окончательное шлифование осуществляют в термоконстантных помещениях. Соседние
станки устанавливают на достаточном удалении от шлифовального, чтобы уменьшить
влияние вибрации, нагрева и т. д. На современных станках, имеющих короткую
кинематическую цепь, установлены механизмы устранения зазоров во время
изменения направления вращения, что позволяет проводить шлифование в обоих
направлениях: при движении в одном направлении шлифуют одну сторону профиля, а
при обратном — противоположную. Припуски на обработку профиля червяков
приведены в табл. 40.
Контроль червячных передач можно разделить на три этапа: раздельный
контроль колеса и червяка после их окончательной обработки, контроль
комплекта (пары) колеса и червяка перед сборкой, контроль червячной передачи в
собранном агрегате. У червячного колеса контролируют; погрешность шага я
накопленную погрешность шага, толщину зуба, форму и расположение пятна контакта
в паре с червяком, кинематическую точность на приборе в однопрофильном
зацеплении с сопряженным червяком или со специальным эталоном для передач высокой
точности и комплексную погрешность в двухпрофильном
зацеплении для передач невысокой точности. Погрешность окружного шага
червячного колеса чаще определяют специальным прибором непосредственно на
зуборезном станке в процессе нарезания зубьев, Во время медленного вращения
стола станка с обрабатываемым червячным колесом два измерительных штифта
прибора последовательно вводятся в соседние впадины зуба на полный оборот
колеса. Результаты измерения автоматически вычисляются и записываются; на одном
графике — погрешность шага от зуба к зубу, на другом — накопленная погрешность.
Например, показатели точности червячного колеса (de =
250 мм: m = 3 мм) для зуборезного станка: погрешность шага 2
мкм, накопленная погрешность 10 мкм. Контроль погрешности шага и накопленной
погрешности выполняют также на специальных приборах вне станка. У червяка
контролируют: форму профиля, погрешность угла подъема витка, шаг между
витками, толщину зуба, радиальное биение, Основные параметры контролируют на
приборе для контроля червячных фрез. Ряд параметров можно контролировать на эвольвентомере, шагомере и т. д. Перед сборкой у червячного
колеса и сопряженного червяка в паре контролируют форму и расположение пятна
контакта на зубьях колеса и кинематическую точность. Первый параметр определяет
качество зацепления, второй — точность изготовления червячной передачи. Пятно
контакта и кинематическую точность червячной передачи в однопрофильном
зацеплении проверяют на специальном контрольном приборе с электронным и
записывающим устройствами при номинальном межосевом расстоянии. Перед контролем
пятна контакта зубья колеса покрывают тонким слоем краски (суриком с маслом),
затем при легком торможении передачу вращают в обоих направлениях. Пятно
контакта, характеризующее правильность зацепления, должно располагаться в
средней части ширины зубчатого венца без выхода на головку, ножку и концы
зубьев (см. рис. 215, г). Для высоконатруженных
передач длина пятна контакта равна примерно половине ширины зубчатого венца
колеса. У скоростных передач больших ограничений в размере пятна контакта не
делают, чтобы не вызвать повышения уровня звукового давления вследствие
уменьшения коэффициента перекрытия. При изготовлении точных червячных передач
особое значение приобретает контроль кинематической точности в однопрофильном
зацеплении, Этот метод позволяет сравнивать точность и равномерность
вращательного движения контролируемой передачи с точностью и равномерностью
почти идеальной исходной передачи. Измерение осуществляют с помощью двух
электронных устройств: одно устанавливают на шпинделе червячного колеса,
другое — на шпинделе червяка. Сравнение проводят с предварительно установленным
передаточным числом. Отклонения регистрируются на графике, по которому можно
определить погрешности отдельных параметров зубчатого зацепления. Контроль
кинематической точности червячной передачи в сочетании с проверкой пятна
контакта позволяют выявить погрешности зубчатого зацепления и иметь
представление о характеристике червячной передачи в рабочих условиях. На приборе
можно контролировать боковой зазор в червячной передаче и погрешности межосевого
угла. Сборка является наиболее ответственной операцией, которая в значительной
степени определяет работоспособность червячной передачи в собранном агрегате.
При сборке высоконагруженных червячных передач главное внимание уделяют форме
и расположению пятна контакта. Контакт проверяют после определенного периода прикатки, он должен быть таким же, как при обкатке червячной
передачи на контрольном приборе перед сборкой. На этом этапе пятно контакта
зависит не только от качества изготовления передачи, но и от правильности сборки
передачи в корпусе и точности изготовления деталей агрегата. При сборке прежде всего нужно следить за соблюдением расстояния
между осями, так как изменение межосевого расстояния существенно влияет на
расположение пятна контакта. При выходе пятна контакта на кромки зубьев
уменьшаются основные преимущества червячной передачи в отношении предельно
допустимой нагрузки, плавности хода и равномерности вращения. Если пятно
контакта расположено на одном конце обеих сторон зуба, — колесо неправильно
расположено относительно оси червяка. Если пятно контакта расположено на
противоположных концах зуба (см. рис. 215, д),
причиной может быть неправильное межосевое расстояние или неправильный угол
между осями колеса и червяка. Прецизионные станки для нарезания червячных
колес, шлифования червяков и контрольно-измерительные приборы устанавливают в
специальных термоконстантных помещениях с постоянной
температурой воздуха 20ºС (±0,5°C), влажность воздуха 54-58%.