Автоматические линии в простейшем варианте компонуют на базе
агрегатных станков, соединенных транспортной системой принудительного
перемещения заготовок штангами или в спутниках. В первом случае после каждого
цикла обработки заготовки автоматически передвигаются и закрепляются в
стационарных приспособлениях, расположенных на рабочих позициях, а во втором —
в спутниках, которые периодически перемещаются на протяжении всего процесса
обработки и также фиксируются на рабочих позициях. Стабильная точность
обработки на автоматических линиях во многом зависит от устранения или
уменьшения износа в результате трения между перемещающимися частями оснастки.
Спутники или силовые головки, которые поворачиваются вокруг своих осей и
перемещаются в процессе обработки, рекомендуется выполнять на воздушных
подушках (рис. 29). В свою очередь, продольное перемещение спутника и его
фиксацию также следует выполнять с учетом предохранения базирующих поверхностей
от изнашивания (рис. 30), что особенно важно для чистовых операций. После
окончания рабочего цикла (рис. 30, а) гидроцилиндр 6 с помощью кулачка 10
отодвигает спутник 1 от базирующих упоров 7—9, а штанга 2 перемещает его на
следующую позицию обработки (рис. 30,б). После этого гидроцилиндр 6
срабатывает в обратном направлении и фиксирует спутник 1 (рис. 30,б);
одновременно срабатывает система 3-5 блокировки. При применении бункерной
загрузки заготовок группа роторных агрегатных станков может быть превращена в
роторную или роторно-цепную автоматическую линию.
В автоматизированном производстве передачу заготовок обеспечивают
межоперационные транспортные системы: гравитационные — для заготовок с массой
до 10 кг; с приводными функционными роликами или
подвесными толкающими конвейерами — при большей массе.
Загрузку или разгрузку заготовок после обработки выполняют роботы. В
качестве примера на рис. 31 приведен манипулятор, выполняющий загрузку
(разгрузку) заготовок на восьмиместный поворотный стол специального четырехшпиндельного вертикального расточного станка в
автоматической линии обработки чугунных гильз автомобильного двигателя.
Смонтированное на колонне гидравлического устройства поворотное коромысло
несет на каждом плече по четыре оправки с убирающимися сухарями, которые
свободно проходят через отверстие в гильзе и разводятся, удерживая ее на весу
(рис. 31,а). Захватив со спутника транспортной системы четыре заготовки, коромысло
поднимается, поворачивается и загружает их на свободные позиции стола расточного
станка. Одновременно подается команда на автоматический зажим гильзы по двум
пояскам (рис. 31,б). Аналогично, но в обратном порядке, происходит разгрузка
расточенных гильз для передачи их на последующую обработку.
На простых автоматических линиях не всегда можно выполнять все операции
обработки данного изделия, и часть из них приходится «доделывать» на отдельно
установленном оборудовании вне линии, что влечет дополнительные затраты труда.
Создание комплексных автоматических линий позволяет выполнять на них
разнообразные операции: сверление и развертывание с подачей СОЖ под давлением,
запрессовку втулок и другие путем установки соответственно модернизированного
оборудования. Для бесперебойной работы автоматических линий в их состав включают
накопители заделов, питающие заготовками соответствующие участки линии при
выходе из строя отдельных станков или в период их переналадки; моечные машины и
установки для обдувки заготовок; кантователи для вытряхивания стружки; стенды для хранения и настройки
инструмента (блоков) с счетчиками рабочих циклов и
сигнализацией на смену инструмента, а также другое вспомогательное
оборудование.
В эксплуатации автоматических линий важную роль играет рациональный
способ удаления стружки. Для транспортирования стружки применяют различные
виды конвейеров, а также транспортируют ее с помощью потока СОЖ. Существуют
автоматические линии, в том числе переналаживаемые, на которых
транспортирование заготовок выполняют роботы. На рис. 32 показана
переналаживаемая линия, предназначенная для обработки двух модификаций
поворотных кулаков (Iк — массой 8 кг; IIк — массой 12 кг) грузовых автомобилей (производительностью
50 шт/ч), поступающих после
токарной обработки на другой автоматической линии. Подаваемые конвейером Т
заготовки оператор устанавливает на позицию I агрегатного станка С1 для сверления и развертывания
базового отверстия, проверяет их на контрольном стенде K1 и укладывает в вращающийся
накопитель H1. Робот Р1
забирает заготовку из накопителя H1, подает ее на
позицию продувки П1, поворачивая при этом для полной очистки от стружки, и перемещает
в вертикальном положении над позицией II фрезерного станка С2 с двумя фрезерными головками.
На столе станка установлено два приспособления: первое для базирования и
крепления заготовки во время фрезерования от позиции II до позиции III, а второе — для базирования и крепления заготовки во
время фрезерования от позиции III до позиции IV. При отводе стола в исходную позицию II подается приспособление без заготовки, робот Р1 опускается, продувает приспособление, позиционирует
заготовку на приспособлении и дает команду на ее крепление, после чего
отводится и дает команду на начало рабочего цикла Устройство, смонтированное
на позиции III, опускается, продувает приспособление,
снимает обработанную заготовку, после чего стол возвращается в исходное
положение (позиция II) к устанавливает заготовку во втором приспособлении, которое вместе со столом перемещается
на позицию IV, завершая фрезерование. Робот Р2 снимает заготовку с позиции IV, подает ее па установку П2 для продувки и
устанавливает в вертикальном положении на позицию V фрезерного
станка СЗ, рабочий цикл которого аналогичен циклу станка С2. На позиции VII робот
Р3 снимает заготовку, продувает ее на установке П3 и переносит на сверлильный
агрегат С4, на котором в автоматическом цикле
производится обработка отверстий под шкворень и выгрузка заготовок на
конвейер, подающий их к станкам для чистовой обработки. При переналадке линии
на обработку кулаков Iк оператор
налаживает станок С1, для чего за 25 мин он меняет
установочные штифты и зажимы на приспособлении, в то время как на линии
продолжается обработка кулаков Iк, поступающих
из накопителя H1. После того как заготовки
кулаков Iк кончатся, фрезерный станок С2
останавливают и монтируют на нем оснастку для обработки кулаков IIк. Тем временем на станке С1
обрабатывают заготовки кулаков IIк, и оператор
укладывает их в накопитель Н1, а на станках С1 и С2 продолжается обработка
заготовок кулака Iк, поступающих из накопителя Н2. После
отладки станка С2 и истощения запаса заготовок кулака Iк в накопителе H2 робот P1 начинает
загружать заготовки кулака IIк из
накопителя Н1 на станок С2, а робот Р2 выгружает их в накопитель H2. Одновременно заменяют оснастку на
фрезерном станке С3 и аналогичным образом переналаживают остальные участки
линии.
Автоматические линии для обработки тел вращения — валов, фланцев и
других подобных деталей компонуют из токарных - копировальных, многорезцовых
и тому подобных станков, объединенных общей транспортной системой.
Кроме автоматических линий с принудительным перемещением
обрабатываемых заготовок, существуют также линии челночного типа с отдельно
смонтированным карусельным столом, на котором размещены два зажимных
устройства: одно для разгрузки и загрузки заготовок, а другое — рабочее.
Обрабатывающие головки (фрезерные, расточные, сверлильные или резьбонарезные),
смонтированные на общих направляющих, последовательно подают в зону обработки и после окончания цикла возвращают в исходное
положение.
На рис. 33 представлена разновидность описанной автоматической линии с
неподвижной заготовкой крупной корпусной детали, к которой периодически
подводят сменные агрегаты с инструментами — многошпиндельные головки (модули),
размещенные на замкнутом транспортном устройстве. По заданной программе
головки автоматически перемещаются на рабочую позицию, закрепляются на силовой
головке, совершают рабочий в обратный ход, после чего отключаются и поступают
на кантователь, который в горизонтальном положении
укладывает их на транспортное устройство для последующего использования в
работе.
С целью сокращения неперекрываемого
вспомогательного времени на смену и установку заготовки предложена
автоматическая линия (рис. 34,а), предусматривающая закрепление заготовки на
сменном поддоне, который автоматически подается на поворотный рабочий стол и
монтируется на нем. Наличие второго сменного поддона позволяет за время
обработки заготовки снять готовую деталь и установить новую заготовку.
Описанные автоматические линии являются гибкими переналаживаемыми
системами, что делает их рентабельными в условиях серийного производства
видоизменяющейся продукции.
На комплексных автоматических линиях осуществляют механическую
обработку, закалку ТВЧ, мойку, контроль и сборку. На этих линиях выполняют
различные фрезерные, токарные, сверлильные и прецизионные операции,
обеспечивая 6-й квалитет точности и параметр шероховатости поверхности Rа ≤ 0,16 мкм. Линии оснащают средствами
операционного и приемочного автоматического контроля, адаптивного управления,
микропроцессомониторными системами и мини-компьютерами,
управляющими технологическим процессом, следящими за технической диагностикой
состояния оборудования и инструмента, а также учитывающими загрузку оборудования,
выпуск продукции и т. п.
В автоматизированном производстве широко применяют сборный инструмент
с СМП (рис. 35).
Для использования твердого сплава с износостойким покрытием, минералокерамики и сверхтвердых материалов (СТМ) в конструкциях
инструмента необходимо оборудование с повышенной жесткостью, мощностью, частотой
вращения шпинделя и скоростью подачи. Инструмент с СМП
позволяет вести обработку с высокими режимами резания, например сверление при v ≥
200 м/мин, торцовое фрезерование при s ≥ 2000 мм/мин, растачивание
чугуна резцами из минералокерамики при v ≥
800 м/мин и т. п. Для сокращения вспомогательного времени следует
автоматизировать загрузку, закрепление и выгрузку заготовок, форсировать
скорость вспомогательных ходов головок до 20 м/мин, скорость транспортирования
заготовок до 35 м/мин, применять быстросменный
инструмент с наладкой вне станка и хранением на линиях в инструментальных
шкафах или на специально оборудованных стендах, облегчить установку и
закрепление крупногабаритных фрез, использовать гидросмыв
стружки и очистку от нее приспособлений. Непосредственно за станками точного
растачивания отверстий устанавливают приборы автоматического контроля
диаметров, подающие сигналы на автоматическую подналадку резцов (рис. 36). При шаге резьбы 1 мм на винте
2, угле наклона конца тяги 4 1°9' и повороте вала шагового двигателя на 36º
диаметр растачиваемого отверстия изменяется на 4 мкм.
Компоновка комплексной автоматической линии для обработки, контроля и
сборки четырех основных алюминиевых деталей коробки передач легкового
автомобиля с производительностью 150 шт/ч
показана на рис. 37. На линии предусмотрены быстросменное крепление
инструмента, наладка его вне станков и хранение в инструментальных шкафах,
устройства для сигнализации о поломке инструмента, автоматический контроль и
автоматическая подналадка инструмента на операциях
окончательного растачивания, межоперационные накопители вместимостью 50 заготовок
каждый. Контроль цикла выполняют программируемые контроллеры с возможностью мониторизации с помощью мини-компьютера. Комплекс состоит
из пяти автоматических линий, расположенных на участке длиной 215 м, площадью
1700 мг. Помимо металлорежущего оборудования в комплекс входят сборочный
агрегат, пять контрольных установок, пять автоматических моечных машин, 20
конвейеров и три накопителя. Всего выполняется 16 операций фрезерования, 176
операций сверления, снятия фасок и резьбонарезания,
37 операций получистового и чистового растачивания, в том числе: на линии АЛ1 (обработка переднего корпуса): операция 10—черновое и
чистовое фрезерование, сверление, снятие фасок, резьбонарезание,
черновое и получистовое растачивание; операция 20 — чистовое растачивание; операция
30 — мойка и продувка; операция 40 — контроль; на линии АЛ2
(обработка задней крышки): операция 10 — черновое и чистовое растачивание,
сверление отверстий, снятие фасок и резьбонарезание;
операция 20 — запрессовка втулки; операция 30 - чистовое растачивание; операция
50 — контроль, на линии АЛЗ (обработка удлинителя коробки передач): операция
10 — черновое и чистовое фрезерование, сверление отверстий, снятие фасок, резьбонарезание, получистовое растачивание отверстий,
операция 20 — мойка и продувка; операция 30 — контроль, после чего изделие
перемещается на линию АЛ4 для последующей сборки с
картером коробки передач. На линии АЛ4 операция 10 —
черновое и чистовое фрезерование, сверление, снятие фасок, резьбонарезание,
получистовое растачивание; операция 20 — мойка и, продувка; операция 30 — контроль;
операция 40 — десятипозиционный автоматический сборочный агрегат; операция 60
— мойка и продувка; операция 70 — автоматический контроль размеров,
параллельности, перпендикулярности основных осей и плоскостей, после чего
специальное устройство захватывает узел и передает его на участок сборки.
Гибкое автоматизированное производство (ГАП) функционирует на основе
безлюдной технологии. Работа всех производственных компонентов ГАП —
технологического оборудования, складских и транспортных систем, участков
сборки и других координируется как единое целое многоуровневой системой управления,
обеспечивающей изменение программы, быструю перестройку технологии при смене
объектов производства. ГАП, охватывая все предприятие в целом или отдельные
участки и линии, рассчитано на мелкосерийный и единичный выпуск изделий в
одну, две или три смелы без непосредственного участия рабочих в производственном
процессе.
В общем случае ГАП состоит из исполнительной и
управляющей систем, в которые входят соответствующие подсистемы: технологическая,
включающая станки, технологические установки, промышленные роботы, контрольно-измерительные
устройства и стенды; транспортная, состоящая из модулей, осуществляющих
перемещение заготовок, деталей и готовых изделий, а также удаление отходов
производства; складская, обеспечивающая прием, хранение, выдачу и учет
заготовок, готовых изделий и инструмента; управления, состоящая из средств вычислительной техники — ЭВМ,
связанных в единый комплекс с помощью специальных устройств и линий передачи
данных, и совокупности программ, реализуемых ЭВМ и управляющих
как отдельными единицами оборудования, так и системой в целом.
В качестве вариантов ГАП возможно создание производственных комплексов
для обработки деталей типа тел вращения или корпусных деталей, состоящих из 10
— 12 станков, связанных транспортной системой и управляемых ЭВМ, или гибких
производственных систем (ГПС), также управляемых ЭВМ. В ГПС входят станки типа
обрабатывающий центр, системы транспортирования, загрузки и разгрузки,
управления потоком материалов и всем технологическим процессом, что позволяет
резко повысить коэффициент использования оборудования и эффективность производства
в целом.
Применение в ГПС роботов, станков с ЧПУ, многооперационных станков с
инструментальными магазинами, многооперационных станков модульного типа со
сменными многошпиндельными головками (см. рис. 33, 34), загрузочно-разгрузочных
устройств и транспортных тележек с направляющим кабелем, управляемых ЭВМ,
позволяет выполнять обработку партий деталей в условиях часто
переналаживаемого производства с минимальными затратами труда.
Для автоматизации инженерного труда созданы
автоматизированная система научных исследований (АСНИ), система автоматизированного
проектирования (САПР), автоматизированная система управления технологической
подготовкой производства (АСУТПП), автоматизированная система управления производством
(АСУП) и др., что расширяет творческие возможности ИТР, а в отдельных случаях
позволяет передавать данные о конструкции и технологии производства изделий
непосредственно ЭВМ, управляющими станками и технологическими установками.