Гибкое производство — это новая концепция в машиностроении, которая
радикально изменяет традиционные, выработанные годами подходы к организации
производства к конструкторской и технологической подготовке производства.
Главное отличие этой концепции состоит в том, что она позволяет комплексно
автоматизировать весь производственный процесс — от идеи создания нового
изделия до выпуска готовой продукции путем автоматизации всех основных и
вспомогательных процессов, операций и управления на базе современных достижений
технологии машиностроения, конструирования оборудования, оснастки и
современных ЭВМ. Новизна концепции заключается также в том, что организационной
формой производства необязательно является поточное производство. Централизованный непрерывный контроль, наблюдение за ходом
производства, наличие гибкой транспортной и обрабатывающей систем позволяют
выработать наиболее оптимальное решение по управлению производством исходя из
конкретных задач и фактического состояния всех элементов ГПС. Каждая из
функциональных систем ГПС должна быть совершенной, но настоящий успех возможен
только при четкой организации производства, исключающей все бесполезные затраты
труда, средств, материалов и других ресурсов.
Гибкое производство нельзя считать единственным путем
совершенствования машиностроения, но требование комплексного подхода является
единственным путем решения долгосрочной цели - создания автоматического
завода. Создано несколько сотен ГПС, но нет еще примеров автоматизации всех производственных
задач. Дело в том, что каждая реализованная ГПС это
компромисс между долговременными и текущими задачами и существующими
технологическими и техническими возможностями, имеющимися финансовыми
средствами, возможностью обеспечения всех создаваемых ГПС самым современным
оборудованием, оснасткой, системами управления, и т. д. Важной особенностью ГПС
является возможность постепенного наращивания и совершенствования любой
создаваемой или уже внедренной ГПС. Таким образом, каждый внедренный
ГПМ может стать ячейкой будущей ГПС более высокого уровня.
Первое, что должно быть решено при создании ГПС, это какой «гибкостью»
должна обладать система. Предварительно необходимо пояснить само понятие
гибкость, рассмотреть различные качества гибкости, факторы, от которых она
зависит. Качество гибкости производственных систем определяется следующими
главными показателями: производительностью, себестоимостью, стабильностью
обеспечения качества продукции, экономической эффективностью использования
всех средств, условиями работы человека. На базе этих главных пяти показателей
производства определяются четыре основных, наиболее важных качества гибкости:
универсальность — способность ГПС обрабатывать различные партии
деталей по числу и номенклатуре (форме и размерам) во время нормальной работы
системы без какой-либо ее модификации;
приспособляемость — способность ГПС после ее отладки быть измененной
таким образом, чтобы обрабатывать другое число деталей и другие детали
посредством введения надлежащих изменений извне или путем самонастраивания;
повторяемость — способность ГПС неоднократно возвращаться к выполнению
ранее осуществленных работ после завершения новой работы;
нечувствительность — способность системы адаптироваться к
количественным и качественным отклонениям заготовок, процессов, условий при гарантии
выполнения всех предписанных ей технических требований, без возникновения
нарушений в работе и снижения качества продукции.
Факторы, определяющие гибкость, зависят от конкретных условий, целей и
задач производства, для которого создается ГПС. Основные факторы, имеющие
общее значение:
число возможных вариантов деталей в технологической группе,
одновременно обрабатываемой на ГПС;
степень сходства и разнообразия номенклатуры деталей в технологической
группе;
число технологических групп, которые можно
обрабатывать на ГПС при минимальных, установленных заранее времени переналадки
системы и количестве дополнительной оснастки и инструмента;
минимальное, заранее установленное время переналадки при переходе на
обработку другой технологической группы деталей;
дополнительные оснастка и инструмент, необходимые для обработки новой
технологической группы деталей;
дополнительные капитальные вложения и оборотные средства при переходе
на обработку новых технологических групп деталей;
предельный разброс отклонений от установленных техническими условиями
значений параметров (качество заготовок, инструмента, размер припуска и др.)
при гарантированном качестве изготовленных деталей;
возможность адаптации к случайному, практически любому маршруту
прохождения деталей от станка к станку и возможность их обработки на разных
станках системы;
возможность системы обрабатывать детали на одном станке (за один установ);
возможность ГПС учитывать и приспособляться к случайному смещению
производственных заданий в зависимости от сложившейся фактической загрузки
станков или требований сборки,
возможность выполнения непредвиденных ранее заданий, условий, ситуаций,
т. е. полное раскрытие в использование потенциальных возможностей системы,
возможность обеспечения минимальных потерь производительности при
различных отказах разных элементов системы и возможность обеспечения
минимального снижения производительности и качества при адаптации системы к
внутренним или внешним раздражителям (возмущениям),
максимально возможное время работы системы в безлюдном режиме,
продолжительность работы системы на отказ,
равномерность распределения загрузки станков в системе,
возможность работы системы без остановки одних станков во время
простоев (отказов) других станков,
соотношение числа самоустраняемых отказов и
отказов, требующих вмешательства оператора,
время устранения различных отказов и неполадок;
наличие автоматического устройства контроля отказов станков,
инструмента, транспорта и другого оборудования для уменьшения их влияния на
производительность и качество,
оптимизация универсальности и специализации оборудования системы,
усилия и время, необходимые для перехода на выпуск новой, более
разнообразной продукции
Приведенный перечень факторов, определяющих гибкость ГПС, не является
исчерпывающим. Он будет дополняться и в связи с решением различных задач
создания ГПС.
Таким образом, можно сформулировать понятие максимальной
гибкости как возможность ГПС обрабатывать любые детали, в любой
последовательности, в любом требуемом количестве при ограниченном участии
обслуживающего персонала, как способность ГПС выпускать новые или модернизированные
изделия без дополнительных капиталовложений, без увеличения оборотных средств,
без остановки производства, с малыми затратами средств и времени на
переналадку технологической системы.
Это не означает, что все создаваемые ГПС должны удовлетворять полностью всем
требованиям гибкости Каждая система должна обладать
экономически и технически оправданными и возможными свойствами, но во всех
случаях необходимо стремиться к максимальной экономии трудовых, материальных и
других ресурсов и к возможности в будущем усовершенствовать данную ГПС.
Эффективность ГПС, возможность создания ГАП высокого уровня во многом
зависят от того, как быстро будут преодолены трудности и проблемы, выявленные
при создании этих новых образцов техники.
Одной из главных является проблема обеспечения высокой надежности всех
элементов ГПС. Не всякое оборудование, приспособление, режущий инструмент и
устройство управления могут быть использованы в ГПС, если надежность их работы
недостаточна. Показатели надежности процессов обработки приведены в табл. 34. Повышения надежности в ГПС достигают созданием
более совершенных конструкций, резервированием, внедрением систем
диагностики, контроля и управления элементами ГПС.
Недостатки ГПС связаны главным образом с их высокой
стоимостью) требующимися при их внедрении большими капиталовложениями,
особенно первоначальными. При этом
станкостроители и те, кто использует системы, не могут при принятии решения
дать четкое экономическое обоснование применения ГПС, так как имеется много
взаимозависимых факторов, которые трудно поддаются количественному выражению
Задача разработки более совершенных методик определения эффективности ГПС
остается актуальной.
В ГПС необходимо использовать более качественные и точные отливки,
поковки, сварные конструкции Постоянство качества заготовок играет важную роль.
Большое значение имеет правильный выбор приспособлений для закрепления и
установки деталей на станках. Приспособления должны позволять быстро
устанавливать и закреплять детали, во многих случаях быть многоместными, обеспечивать
позиционирование заготовок в весьма узких пределах допуска, позволять обрабатывать
детали как можно полнее с одного установа. Создание
таких автоматизированных приспособлений — непростая задача. В некоторых
случаях велика стоимость приспособлений, которая часто выше стоимости
остального оборудования. Приспособления должны быть универсальными или легко
переналаживаемыми. Большое разнообразие, сложность и недостаточная точность и
надежность существующих приспособлений затрудняют создание ГПС высокого уровня.
Создатели ГПС должны решить три задачи, связанные с применением
приспособлений:
осуществить отбор деталей в партии для групповой обработки и выбрать
схемы установки деталей в многоместных приспособлениях, рассчитать
необходимое число приспособлений; при этом отбор деталей должен вестись не
столько по форме, сколько по таким параметрам, как требования по точности
обработки, подобию технологических переходов обработки,
выбрать оптимальную схему крепления заготовки в приспособлении,
конструкцию установочных элементов; эта задача должна решаться конструктором и
технологом одновременно, иначе может увеличиться число необходимых установов и тем самым будет нарушен главный принцип
построения обработки в ГПС — максимальная концентрация переходов обработки
при минимальных затратах,
хранить и ремонтировать приспособления так, чтобы затраты времени на
поиск приспособлений на складе были минимальны, а ремонт обеспечивал полное
восстановление точности приспособлений.
Проблемными остаются вопросы правильного выбора типов и числа режущего
инструмента, его хранения На первый план выступает задача
автоматического слежения за состоянием режущего инструмента в процессе
обработки и выбора режимов резания.
Большинство работающих в настоящее время ГПС не имеют автоматических
систем определения поломок и состояния режущих кромок, что вызывает
необходимость введения дополнительных переходов, операций, обеспечивающих
заданные шероховатость поверхности и точность обработки. Это увеличивает
зависимость работы системы от человека и не позволяет организовать работу с
малым участием человека. Решение этой задачи – залог эффективности ГПС, причем
не столько вследствие экономии от сокращения незапланированных смен
инструмента, сколько в результате устранения дорогостоящих контрольных
операций, машин контроля качества и переделок брака. Дальнейшее развитие станков
должно идти в направлении создания средств адаптивного контроля, измерения размеров
деталей в процессе резания, устройств для
автоматической компенсации износа инструмента, позволяющих получать точно заданные
размеры. Такие станки обеспечат бесперебойную работу ГПС в течение 20—24 ч. Не
решена полностью также задача обеспечения автоматизации смены инструмента.
Если из магазинов в шпиндель инструмент подается автоматически, то загрузку инструментов
в магазины выполняют вручную. Вручную заменяют инструмент и при его поломке.
Необходимо ликвидировать эту ручную работу.
Весьма сложным и дорогостоящим оказались отвод и уборка стружки. При
использовании отдельных станков эта проблема не имеет такой остроты, так как
стружку убирает оператор. С увеличением коэффициента использования станков и
при их использовании в ГПС количество стружки значительно увеличивается, и
возникает задача ее автоматического удаления. Кроме того, стружка забивается
в различные карманы, остается в отверстиях, накапливается в заготовке и на
станке и мешает работе режущего инструмента. В некоторых случаях удается
удалять стружку струей охлаждающей жидкости, промывкой деталей в специальных
автоматических моечных машинах. Но и после мойки детали не всегда полностью
освобождаются от стружки; оставшаяся пыль мешает при контроле размеров.
Выбор марки и режима подачи охлаждающей жидкости также требует
определенного внимания. Охлаждающая жидкость может «склеивать» стружку или
распылять ее в окружающую среду, и того и другого следует избегать.
Форма заготовки для ГПС должна быть ближе к форме детали и более точной,
чем в традиционном производстве. Примеры классификации металлической стружки и
рекомендации по применению оборудования для ее удаления приведены в табл. 35 и 36.
Решение проблемы удаления стружки следует в первую очередь искать в
совершенствовании способов получения заготовки с минимальными припусками на
обработку. Приведенные в табл. 37 значения коэффициента использования металла
позволяют ориентировочно определить массу стружки, образующейся при обработке
разных заготовок, полученных разными способами.
Выбор средств для транспортирования стружки в
основном зависит от количества стружки и площади, занимаемой металлорежущим
оборудованием.
Стружку, образующуюся на площади 1000-2000 м2
в количестве до 300 кг/ч от отдельно стоящих станков (вне автоматических
линий), рекомендуется собирать в специальную тару и безрельсовым транспортом
доставлять на пункт переработки стружки. Для обособленных участков и
автоматических линий, расположенных даже на площади 300 — 500 м2, с таким же выходом стружки целесообразно устанавливать
линейные конвейеры вдоль технологических линий, а в конце линии — сборные
емкости.
На участках площадью 2000 - 3000 м2
с выходом стружки 300-600 кг/ч нужно применять отдельные транспортные системы
со специальной тарой, установленной в конце системы; заполненную стружкой
тару целесообразно вывозить из цеха безрельсовым транспортом.
Комплексную систему транспортирования стружки и передачи ее в отделение
стружкопереработки рекомендуется применять на площадях
более 3000 м2 с выходом стружки более 600
кг/ч. Транспортные системы целесообразно располагать следующим образом: линейные
конвейеры — в каналах, магистральные — в тоннелях.
Проблемой остается снятие заусенцев и закругление острых кромок на
деталях. Определена возможность и целесообразность применения промышленных
роботов для снятия заусенцев и закругления острых кромок на деталях в
роботизированных технологических комплексах механической обработки и ГПС.
Однако номенклатура и качество выпускаемого промышленностью инструмента
(щеток) недостаточны и не могут удовлетворять полностью потребности
роботизированного производства и ГПС. Наибольший эффект может быть достигнут
применением в ГПС нескольких различных методов снятия заусенцев и закругления
острых кромок. Необходимо разрабатывать новые методы снятия заусенцев и
закругления острых, кромок на деталях. Лишь оптимальное сочетание ручных и автоматических
методов гарантирует полное, качественное и экономически выгодное удаление
заусенцев.
Сложность и недостаточная надежность программного управления являются
еще одной проблемой, вызывающей простои ГПС. Простои по этой причине,
например, на ГПС США составляют 15 — 30% (в некоторых случаях до 60%) от
суммарного времени простоев системы. Опыт показал, что продолжительность
простоев из-за сбоя программы несколько больше, чем предполагалось при проектировании.
Различные электронные устройства не могут быть стыкованы непосредственно с
ЭВМ. Требуется создать промежуточные устройства. Однако эти недостатки будут
уменьшаться по мере совершенствования вычислительной техники, программного
обеспечения и другого электронного оборудования. Критическим является уровень
интеллектуальности системы. Дальнейшее развитие ЭВМ обеспечит более надежную
работу и увеличит надежность всей ГПС.
Внедрение ГПС требует организационных изменений, значительно большего
внимания к планированию и соблюдению производственной дисциплины. Например,
сокращение заделов и уменьшение времени нахождения детали в производстве
требуют улучшения программирования производства и контроля
за соблюдением графиков работы, иначе простои оборудования увеличатся.
Задачи управления, таким образом, усложняются. Для успешной работы ГПС
необходимо четко организовать ремонт и обслуживание техники. Все ремонтные
службы необходимо интегрировать в единую службу.
Перечисленные задачи нельзя решить без соответствующей переподготовки
кадров. Концепция гибкого производства меняет роль каждого, повышая
ответственность при снижении непосредственного участия в том, что фактически
делается. Без надлежащей подготовки кадров трудно понять и дать правильную
оценку происходящему. Рабочий перестает быть оператором, знающим одну специальность,
он становится техником, владеющим рядом профессий. Если раньше результаты
работы конструктора нередко создавали трудности, которые приходилось решать и
устранять технологу, то в гибком производстве с самого начала все должно быть
правильным и простым. И об этом заботится конструктор-технолог, знающий те
трудности, которые появляются в производстве из-за неудачной, нетехнологичной
конструкции.
Управленческий персонал должен владеть основами программирования, но не
ради умения программировать, а чтобы понимать специалистов (электронщиков,
программистов), чтобы формулировать задачи, уметь оценить работу, сделанную
другими специалистами.
Трудности при внедрении и реализации всех возможностей ГПС создаются и
на этапе ее проектирования. Концепция гибкого производства затрагивает
практически все стороны производства, и недооценка планирования недопустима.
Недостаточное количество режущего инструмента, недостаточно спланированные
участки наладки инструмента вне станка, сборки приспособлений и установки
заготовок в приспособления, недостаточное или излишнее число паллет,
незапланированное своевременно совершенствование организации обслуживания
электронного оборудования, так же как гидравлического и пневматического, — все
это влияет на эффективность работы ГПС.
Нельзя сказать, что наибольшим препятствием на пути широкого
использования ГПС на сегодня являются нерешенные чисто технические проблемы.
Главным является определение путей наиболее экономичного внедрения этой новой
техники и организации технологии производства, ведущей к повышению производительности
труда и снижению себестоимости продукции. С точки зрения создателей ГПС нет
особых трудностей. Эффективность ГПС подтверждается рядом примеров быстрой окупаемости
капитальных затрат (за 2,5 — 3 года).