Материалы для зуборезных инструментов. Зуборезный инструмент в основном изготовляют из
быстрорежущих сталей по ГОСТ 19265 — 73, а также из твердых сплавов. Для
повышения режущих свойств инструментов целесообразно применять стали с высокой
твердостью. Например, износостойкость на истирание будет значительно выше при
твердости HRC 66, чем при HRC 64. Разброс твердости не должен
превышать две единицы твердости по шкале С Роквелла. К сталям нормальной производительности относят
сталь марок Р18, Р12, Р9, Р6МЗ, Р6М5. Стали
кобальтовой группы Р9К5, P9K10, Р10К5Ф5, Р9М4К8, имеющие повышенную твердость (HRC 64—66),
красностойкость и износостойкость (в 2—3 раза) по сравнению со сталью Р18, относят
к сталям повышенной производительности. Например, червячные фрезы из стали Р9К10 работают при
скорости резания 60 — 75 м/мин. Сталь Р9Ф5 широко применяют для изготовления
дисковых шеверов.
Зуборезные инструменты из твердого сплава вольфрамовой группы ВК6М,
ВК8 применяют для обработки зубчатых колес из чугуна, цветных металлов и
неметаллических материалов. Стальные зубчатые колеса до модуля примерно 2,5 мм
обрабатывают фрезами из сплава титановольфрамовой группы Т5К10, Т15К6. Т30К4, T30K8, со скоростью
резания 200-300 м/мин.
Дисковые модульные фрезы применяют для чернового и чистового нарезания прямозубых
цилиндрических колес, чернового нарезания зубьев косозубых колес, чернового, а
иногда чистового нарезания прямозубых конических колес, зубчатых реек, шлицевых
валов методом копирования. Фрезы изготовляют двух сипов: черновые с нешлифованным
профилем для чернового зубонарезания и чистовые со
шлифованным профилем. Фрезы затылованные, профиль
зуба выполнен по эвольвенте. На профиле зубьев черновых фрез делают канавки для
дробления стружки; передний угол равен 5—10º, задний угол 10— 15°. У
чистовых фрез передний угол равен нулю. Теоретически для каждого нарезаемого
колеса необходимо иметь свою фрезу. Практически, допуская некоторые
погрешности профиля, одной фрезой данного модуля можно обрабатывать зубчатые
колеса с определенным числом зубьев. Профиль зуба фрезы, входящий в набор,
соответствует наименьшему числу зубьев определенного интервала. Например,
профиль фрезы № 5 рассчитан по впадине зуба колеса с числом зубьев 26.
По ГОСТ 10996 — 64 предусмотрено два набора фрез: набор из восьми фрез
для нарезания зубчатых колес с модулем до 8 мм; набор из пятнадцати
фрез рекомендуется для колес с модулем свыше 8 мм. Номер фрезы из набора
выбирают в зависимости от числа зубьев обрабатываемого колеса (табл. 104).
Основные размеры дисковых фрез приведены в
табл. 105.
Для чернового и чистового нарезания цилиндрических колес 9-й степени
точности разработаны высокопроизводительные сборные острозаточенные
дисковые фрезы. Для чернового нарезания зубчатых колес средних и крупных
модулей применяют твердосплавные модульные фрезы, которые позволяют по
сравнению с нарезанием червячными фрезами из быстрорежущей стали уменьшить основное время в 2 — 2,5 раза.
Пальцевые модульные фрезы (рис. 21) применяют для нарезания прямозубых,
косозубых цилиндрических и шевронных зубчатых колес крупного модуля (m = 10 ÷ 50 мм). Пальцевые фрезы состоят из двух
частей: режущей 1 и хвостовой 2 для закрепления фрезы на шпинделе станка.
Режущая часть фрезы может быть цельной, сборной со вставными или припайными
пластинами. Черновые пальцевые фрезы изготовляют с передним углом 5—10° и
канавками для дробления стружки. У чистовых пальцевых фрез передний угол равен
нулю. Профиль зуба шлифован и затылован. Для
прямозубых цилиндрических колес профиль зубьев фрезы соответствует форме впадины
зуба колеса. Для косозубых и шевронных колес профиль зуба фрезы отличается от
профиля впадины колеса; в этом случае необходим специальный расчет профиля зуба
фрезы.
Гребенки зуборезные разделяют на прямозубые и косозубые, работающие
методом обкатки и врезания с периодическим делением. Прямозубые зуборезные
гребенки (рис. 22, а) применяют для черновой и чистовой обработки прямозубых и
косозубых цилиндрических колес внешнего зацепления, зубчатых реек, звездочек, а
также шевронных колес с широкой разделительной канавкой между зубьями.
Прямозубые гребенки с двумя (до модуля m = 50 мм) и тремя (до m = 40 мм)
зубьями 1 с переменной высотой и углом профиля (рис. 22, б) предназначены для чернового
нарезания зубчатых колес 2 средних и крупных модулей методом врезания. Этот
инструмент обеспечивает высокую производительность.
Косозубые гребенки целесообразно применять при обработке косозубых
цилиндрических колес с ограниченным выходом инструмента, с большими углами
наклона линии зуба, а также шевронных колес с узкой разделительной канавкой.
Длина хода косозубой рейки по сравнению с прямозубой уменьшается, время
обработки сокращается, Профиль зубьев гребенки имеет стандартную и модифицированную
форму. Фланк используется для небольшого среза головки или снятия фаски на
вершине зуба колеса. Для зубчатых колес, зубья которых шлифуют или шевингуют, применяют гребенки с усиком (утолщением) для
подрезания ножки зуба колеса или со специальным профилем только для скругления впадины зуба колеса по радиусу. Передний угол
рейки, равный 6°30', образуется при ее установке в державку зубострогального станка.
Когда зубья колеса обрабатывают за несколько проходов, припуск на сторону зуба перед чистовой обработкой
при угле профиля 20° равен 0,5 + 0,15 корень квадратный из m. Чистовыми гребенками обычно обрабатывают только
боковые стороны зубьев, для чего черновое нарезание зубьев выполняют на 0,05m глубже, чем чистовое. Припуск на сторону зуба под
шлифование для колес с модулем до 10 мм равен 0,11 +0,15m, для модуля более 10 мм— 0,26m. Число зубьев рейки уменьшается с увеличением модуля.
Рейки с модулем 1 — 1,75 мм имеют 24 зуба, а с модулем 24—50 мм 2 — 3 зуба.
Однозубый инструмент применяют при обработке зубчатых колес крупного
модуля, выходящего за пределы технической характеристики станка. Преимуществом
обработки однозубым инструментом является его универсальность. Такой
инструмент особенно выгодно применять при обработке зубчатых колес с малым
числом зубьев. Если при обработке колес малых и средних модулей наибольшую
производительность обеспечивает зубофрезерование
червячными фрезами, то при обработке зубчатых крупномодульных
колес самым производительным и экономичным является метод зубострогания
гребенками. Стоимость зуборезных гребенок при обработке крупномодульных
колес значительно ниже стоимости червячных фрез, а достигаемая точность выше
(4 —5-я степень точности по ГОСТ 1643-81).
Червячные фрезы представляют собой одно- или многозаходный червяк.
Расположенные вдоль оси профильные стружечные канавки образуют зубья, которые
имеют передний и задние по вершине и боковым сторонам углы, необходимые для
обеспечения резания. Зубья фрезы затылованы.
Червячные фрезы применяют для нарезания цилиндрических колес с прямыми и
косыми зубьями внешнего зацепления, червячных колес и шлицевых валов. Фрезы
разделяют на черновые, чистовые и прецизионные.
Черновые червячные фрезы предназначены для предварительного нарезания
зубьев, например, под получистовое, чистовое нарезание и шлифование зубьев.
Для повышения производительности и облегчения условий резания их делают
многозаходными с передним углом, равным 5—10°. У сборных черновых острозаточенных фрез для получения больших задних углов по
вершине и боковым сторонам (10—15º) зубья не затылуют,
а затачивают по задним поверхностям. Эти фрезы позволяют увеличить
производительность и период стойкости.
Прецизионные и чистовые червячные
фрезы. Фрезы червячные чистовые однозаходные
для цилиндрических зубчатых колес с эвольвентным
профилем по ГОСТ 9324—80 изготовляют трех типов и пяти классов точности. Тип 1
— цельные прецизионные фрезы модулей 1 — 10 мм класса точности АА (табл.
106). Тип 2 — цельные фрезы модулей 1 — 10 мм классов точности А, В, С, D и класса точности АА (для экспортных поставок);
модулей 11 — 14 мм классов точности АА, А, В, С и D; модулей 16 — 20 мм классов точности А А и А. Фрезы модулей 1 — 10 мм изготовляют двух исполнений:
1 — нормальной длины, 2 — увеличенной длины. Фрезы модулей 11 — 20 мм
изготовляют нормальной длины (см. табл. 106). Тип 3 — сборные фрезы модулей
8-25 мм классов точности А, В, С, D. Фрезы модулей 10 — 25 мм изготовляют двух
исполнений: 1 - нормальных размеров (da0, d, L); 2 —
уменьшенных размеров (da0, d, L). Фрезы
модулей 8 и 9 мм выполнены с нормальными размерами (табл. 107). Фрезы классов
точности АА и А изготовляют с модификацией профиля
зубьев или без модификации. Червячные прецизионные фрезы класса АА
предназначены для нарезания колес 7-й степени точности; фрезы классов точности А, В, С и D предназначены для обработки зубчатых колес
соответственно 8, 9, 10 и 11-й степеней точности по ГОСТ 1643-81.
Цельные фрезы и зубчатые рейки к сборным фрезам изготовляют из быстрорежущей стали по ГОСТ 19265-73. Твердость рабочей
части фрез НRC 62 —
65. При содержании в стали
ванадия и кобальта твердость составляет HRC 63-65. Профиль
зубьев шлифован. У чистовых фрез передний угол равен нулю.
Фрезы для нарезания прямозубых и косозубых колес с малым углом наклона
зубьев изготовляют без заборного конуса. Заборный конус необходим для
нарезания колес с углом наклона зубьев свыше 30°. Стружечные канавки обычно
располагают параллельно оси. Фрезы одного номера изготовляют правозаходными и левозаходными.
Сборные червячные фрезы с поворотными
вставными рейками (рис. 23) широко
применяют в автомобильной промышленности. Фрезы имеют большую длину рейки l (120—200
мм), ширину режущей части рейки до 27 мм, диаметр до 150 мм, число заходов 1-3
и число реек 11 — 15, реже 17, их обычно применяют для пяти — семизаходных фрез. Диаметр отверстий для фрез 32 и 40 мм.
Рейки 1 сборной фрезы запрессовывают в прямоугольные пазы рабочего корпуса 3 с
подогревом корпуса. Посадка с натягом реек гарантирует высокую жесткость
против осевого смещения. Дополнительно рейки удерживаются закрепленными с обоих
торцов крышками 2. Вставные рейки сборных фрез обеспечивают: экономию быстрорежущей
стали, более однородную структуру и твердость после термообработки, а также
меньшие остаточные напряжения. Шлифование профиля зубьев рейки осуществляют в
технологическом корпусе на резьбошлифовальном станке
без затылования аналогично шлифованию винта большим
шлифовальным кругом с высокой производительностью и точностью. Задние углы
режущих кромок образуются соответствующей установкой реек в рабочем корпусе.
Благодаря большой длине и ширине режущей части срок их службы в 3 — 5 раз
выше, чем у стандартных фрез, и работают они на повышенных режимах резания (v = 60÷80
м/мин; s = 3÷6 мм/об).
Червячные фрезы с нешлифованным
профилем повышенной точности
отличаются от шлифованных тем, что профиль их зубьев после закаливания не
шлифуют, окончательно профиль зубьев обрабатывают резцом на токарно-затыловочном
станке. У фрез с нешлифованным профилем зубьев по сравнению с цельными фрезами,
затылованными шлифовальным кругом, значительно
увеличивается используемая часть профиля, а задние и боковые углы имеют большие
значения. Эти же фрезы по сравнению со сборными фрезами с поворотными рейками
имеют - меньший внешний диаметр в большее число стружечных канавок, что позволяет
при одинаковой скорости резания работать с большей производительностью. Точность
фрез с нешлифованным профилем ниже точности фрез со шлифованным профилем
примерно на один класс и соответствует классу точности В. В отечественной
практике их применяют под получистовое зубофрезерование или перед шлифованием шлицевых валов. Их
стойкость в 1,5—2 раза выше, чем стойкость цельных фрез со шлифованным профилем.
Твердосплавные червячные фрезы двух типов - сборные и цельные. Твердосплавные
фрезы применяют для нарезания мелкомодульных зубчатых колес из стали, чугуна,
неметаллических материалов, цветных металлов в приборостроении, а также колес
из стали до модуля примерно 2,5 мм в массовом производстве; скорость
резания 200—300 м/мин. Наилучшие условия резания достигают при нарезании
стальных зубчатых колес с большим углом профиля, малым углом наклона линии
зуба, незначительной высотой зуба и большим числом зубьев. Сборные твердосплавные
червячные фрезы применяют для окончательного нарезания зубьев закаленных
цилиндрических колес с твердостью до HRC 64 и модулем 5—25 мм взамен
шлифования или перед прецизионным шлифованием для уменьшения припуска. Режущая
кромка имеет отрицательный угол до 30°. Твердосплавные пластины припаяны.
Обрабатывают только боковые поверхности зуба с припуском на сторону 0,1—0,4
мм.
Червячные фрезы для нарезания червячных
колес конструктивно зависят от метода
нарезания. Для нарезания с радиальной подачей фреза имеет цилиндрическую
форму. Червячные колеса с углом наклона линии зуба свыше 8° нарезают с тангенциальной
(осевой) подачей фрезы с заборным конусом. Угол заборной части выбирают в
пределах 20—26°. Заборная часть составляет примерно 3/4 длины фрезы.
Цилиндрическая — калибрующая часть фрезы имеет один полный виток.
Геометрические параметры фрезы для нарезания червячных колес должны соответствовать
параметрам червяка. Число заходов червячной фрезы равно числу заходов червяка.
Толщина зуба фрезы должна быть больше толщины зуба червяка на величину зазора
между зубьями червячной передачи, а внешний диаметр больше на удвоенную
величину радиального зазора в передаче. Когда фрезерование производят в две
операции — черновую и чистовую, то черновая фреза имеет большую высоту
головки, а чистовая фреза большую толщину зуба.
Многозаходные червячные фрезы применяют для повышения производительности, точность
обработки ими ниже, а параметры шероховатости поверхности больше, чем при
работе однозаходными фрезами. При применении многозаходных фрез число зубьев
обрабатываемого колеса не должно быть кратным числу заходов фрезы, чтобы не
вызвать ошибки в шаге зубьев колеса. При переходе с однозаходных фрез на двухзаходные производительность повышается на 40 — 50%, а
на трехзаходные — на 60—70%. В отечественной
промышленности двухзаходные фрезы широко применяют
под последующее шевингование, трехзаходные имеют
ограниченное применение.
Чистовые червячные фрезы для шлицевых
валов с прямобочным профилем изготовляют по ГОСТ 8027-60 (табл. 108). Они предназначены
для нарезания зубьев (шлицев) с центрированием по боковым поверхностям зубьев
и внутреннему диаметру. Зубья фрезы для обработки прямозубых шлицев имеют специальный
профиль, Для каждого числа шлицев данного профиля требуется отдельная фреза.
Червячные шлицевые фрезы имеют нормальный и модифицированный профиль. При
центрировании шлицевого вала по наружному диаметру в основании зубья фрезы
имеют фланк 1 (рис. 24, а) для снятия фаски 2 на вершине шлицев; в ряде случаев
высоту шлицев увеличивают. При центрировании шлицевых валов по внутреннему
диаметру зубья фрезы снабжают усиками 3 (рис. 24,б). Назначение усика —
прорезать канавку 4 во впадине для выхода шлифовального круга. Когда
центрирование прямобочных шлицевых соединений
осуществляют одновременно по внутреннему диаметру и боковым поверхностям,
профиль зубьев фрезы имеет более сложную форму. Такие фрезы трудоемки в изготовлении
и имеют невысокую стойкость, поэтому в ряде случаев канавку во впадине зубьев
прорезают дисковыми фрезами на отдельной операции.
Для нарезания шлицев на валах с эвольвентным
профилем зубья фрезы имеют прямые профили. Такой фрезой нарезают на валах
различное число шлицев, но одного модуля и угла профиля.
Долбяки зуборезные
чистовые по ГОСТ 9323 — 79
изготовляют пяти типов и трех классов точности. Долбяки
класса точности АА предназначены для нарезания колес 6-й степени точности,
класса точности А — для колес 7-й степени точности и
класса точности В — для колес 8-й степени точности. Тип 1 — дисковые прямозубые
долбяки классов точности АА, А и В
(табл. 109). Тип 2 — дисковые косозубые долбяки
классов точности А и В (табл. 110). Долбяки обоих типов предназначены для обработки
цилиндрических колес внешнего зацепления. Тип 3 — чашечные прямозубые долбяки классов точности АА, А и В
номинальными делительными диаметрами 50, 80, 100, 125 мм (табл. 111) предназначены
для нарезания закрытых зубчатых венцов. В этом случае конец шпинделя и зажимная
гайка находятся во внутренней части долбяка. Чашечные
долбяки жестче, чем хвостовые, поэтому их применяют
для обработки более точных зубчатых колес внутреннего зацепления. Тип 4 —
хвостовые прямозубые долбяки классов точности А и В (табл. 112) и тип 5 — хвостовые косозубые долбяки класса точности В (табл. 113) применяют для колес
внутреннего зацепления малого размера.
Долбяки
имеют форму закаленного шлифованного колеса с затылованными
зубьями. Так как зубья долбяка имеют небольшой конус,
после заточки толщина зуба и внешний диаметр уменьшаются, профиль зубьев изменяется.
Для повышения срока службы при нарезании колес внешнего зацепления у нового долбяка увеличивают диаметр делительной окружности.
Передний угол для облегчения резания равен 5°. Задний угол при вершине 6—6°30',
боковые задние углы по нормали 2—2°30'. При нарезании колес внешнего зацепления
долбяки выбирают максимально возможного диаметра,
точность обработки и период стойкости при этом повышаются. Долбяки
каждого номера изготовляют без модификации профиля и с модификацией. Число
зубьев долбяка по возможности не должно быть кратным
числу зубьев обрабатываемого колеса. Для нарезания колес
внешнего зацепления направления угла наклона зубьев долбяка
и нарезаемого колеса противоположны, для внутреннего — направления углов
наклона зубьев долбяка и колеса одинаковые. Косозубый
долбяк проектируют для определенного колеса, его
параметры должны быть согласованы с имеющимися на зубодолбежном станке
направляющими копира. Для колес внутреннего зацепления число зубьев долбяка должно быть равно или несколько меньше числа зубьев
сопряженной шестерни. При увеличении диаметра долбяка
происходит срезание уголков на вершине зубьев колеса при врезании на полную
глубину. В этом случае необходима дополнительная проверка на отсутствие срезания.
Долбяки для шевронных колес изготовляют комплектно —
один с правым наклоном зуба, другой с левым для обработки обеих половин
шевронного колеса. Диаметры долбяков в комплекте как
новые, так и после заточки должны быть одинаковыми.
Дисковые шеверы по ГОСТ 8570-80 изготовляют двух типов и трех
классов точности: при обработке зубчатых колес с числом зубьев более 40 — шеверы класса АА — для колес 5-й степени точности; класса А — для колес 6-й степени точности и класса В — для колес
7-й степени точности. Тип 1 — шеверы с модулем 1 —
1,75 мм с номинальными делительными диаметрами 85 и 180 мм и углами наклона
винтовой линии зубьев на делительном цилиндре 5, 10 и 15º (табл. 114).
Тип 2 - шеверы с модулем 2—8 мм с номинальными диаметрами
180 и 250 мм (табл. 115), углом наклона зубьев 5 и 15°. Шевер
каждого размера изготовляют с правым и левым направлениями линии зуба.
Дисковый шевер имеет форму закаленного и
шлифованного зубчатого колеса с прямыми или косыми зубьями с большим числом
стружечных канавок, расположенных на боковой поверхности зубьев. Шеверы типа 1 имеют сквозные стружечные канавки (табл.
116), а шеверы типа 2 — глухие (табл. 117),
расположенные параллельно торцам, перпендикулярно направлению линии зуба, и
канавки трапецеидальной формы. Шеверы с канавками,
расположенными параллельно торцам, подучили наибольшее применение. Прочность
зубчиков с канавками трапецеидальной формы выше прочности зубчиков с
параллельными боковыми сторонами, условия резания хуже. Шеверы
изготовляют из быстрорежущей стали по ГОСТ 19267 — 73.
Твердость режущей части шевера HRC 62—65.
При содержании в стали
ванадия и кобальта твердость HRC 63—65. Параметр шероховатости боковых поверхностей
зубьев Rz = 1,6
мкм.
Диаметр шевера следует
выбирать максимально возможным по размерам шевинговального
станка, особенно при обработке колес с малым числом зубьев. Число зубьев шевера не
должно быть кратным числу зубьев обрабатываемого колеса Углы скрещивания,
обеспечивающие хорошие условия резания, для колес внешнего зацепления 10—15°,
для внутреннего зацепления — около 3°. Увеличение угла скрещивания улучшает
условия резания, но ухудшает направляющее действие зубьев шевера
во впадине зуба колеса; погрешность профиля увеличивается. Под шевингование
зубья червячной фрезы или долбяка должны иметь
модифицированный профиль (рис. 25). Утолщения (усики) 2 на головке зуба фрезы
служат для подрезания 1 зуба колеса с целью обеспечения зазора головке зуба шевера при шевинговании. Величина подрезания должна быть
на 0,015-0,025 мм больше, чем снимаемый припуск 5 со стороны зуба; Фланкированный
участок 3 на зубьях фрезы делается для снятия небольших фасок 4 на головке
зуба обрабатываемого колеса. В крупносерийном и массовом производстве, а также
при изготовлении тяжело нагруженных и бесшумных зубчатых колес для каждого
колеса проектируют свой шевер и червячную фрезу. Для
сопряженной пары обычно изготовляют один шевер с чистоэвольвентным профилем зубьев, у другого профиль зубьев
корригируют для компенсации деформации при термической обработке и снижения
уровня шума. Стружечные канавки у шеверов для
касательного и врезного шевингования расположены по винтовой линии, чтобы
заменить отсутствие продольной подачи при снятии стружки. При врезном
шевинговании зубья шевера в продольном направлении
имеют вогнутую форму; если необходимо, учитывается бочкообразность
зубьев колеса.
Зубчатые хоны представляют собой прямозубые или косозубые колеса,
обычно состоящие из стальной ступицы 2 (рис. 26) и абразивного зубчатого
венца 1. Зубчатый хон изготовляют того же модуля, что и обрабатываемое колесо,
его проектируют для каждого зубчатого колеса с делительным диаметром,
увеличенным на 15 — 20 мм. Внешний диаметр хона выбирают в пределах 220—250 мм,
ширину венца 20—25 мм, угол скрещивания осей хона и обрабатываемого колеса
10—15°. Число зубьев хона не должно быть кратным числу зубьев обрабатываемого
колеса. Абразивные хоны изготовляют на основе эпоксидных смол с добавлением
карбида кремния различной зернистости и в разных пропорциях. Хоны отливают в
формах, изготовленных по мастер-колесу
5-й степени точности по ГОСТ 1643-81. Радиальное биение зубчатого венца нового
хона 0,07—0,10 мм. После износа хоны не восстанавливаются, а остальная ступица
используется несколько раз. Для повышения срока службы (до 30 %) зубчатых колес
после шлифования их хонингуют. У хона зубья шлифуют, чтобы уменьшить параметр
шероховатости поверхности на зубьях зубчатого колеса до Rа = 0,2 мкм. Для обработки мелкомодульных зубчатых
колес применяют хоны со стальным корпусом и абразивным покрытием зубьев. У
хонов из синтетических алмазов зерна нанесены тонким слоем на боковые
поверхности стальных зубьев. После износа покрытие может быть снято и заменено
новым.
Резцы зубострогальные применяют для нарезания прямозубых конических колес.
Их разделяют на черновые и чистовые. Стандартизованы
(ГОСТ 5392 - 80) размеры и конструкция только чистовых резцов. Чистовые резцы
изготовляют четырех типов: 1 — длиной L = 40 мм, 2 —
длиной L = 75
мм, 3 - длиной L = 100 мм, 4 - длиной L = 125 мм (табл.
118). Резцы типа 1 изготовляют двух исполнений. Резцы исполнения 2
предназначены для работы на зубострогальных станках в одной впадине зуба. Все
остальные резцы типа 1 (исполнение 1), 2, 3 и 4 применяют для нарезания
соседних впадин зубьев.
Резцы выполняют в виде призматического тела, по задней поверхности они
не затылованы. Для образования задних углов по вершине
и на боковой режущей кромке резцы устанавливают в резцедержателях станка под
углом 12º к направлению движения и закрепляют двумя винтами. Опорную
плоскость державки выполняют под углом δ,
равным: 70° — для резцов типа 1 (исполнение 2); 73º — для резцов типа 1
(исполнение 1), 2 и 3; 75º — для резцов типа 4. Высоту режущей кромки
резца h выбирают
достаточной для полного профилирования зубьев колеса. Ширина носика чистового
резца Sв (Sв ≈ 0,4m) должна
быть не менее половины ширины дна впадины у внешнего конца зуба и не более
ширины дна впадины у внутреннего конца. При выполнении указанных выше условий и
угла профиля одним комплектом резцов можно обрабатывать зубчатые колеса с широким
диапазоном модулей. Это особенно экономично в единичном и мелкосерийном производстве.
Стойкость резцов и прочность зубьев колеса повышаются с увеличением радиуса
закругления вершины резца на рабочей стороне профиля r0 (r0 ≈
0,3m).
Цельные резцы изготовляют из быстрорежущей
стали. Для резцов типов 2, 3 и 4 допускается сварная конструкция: режущая
часть — из быстрорежущей стали (HRC 62-65), а державки из сталей 45, 40Х (HRC 35-40).
В единичном и мелкосерийном производстве чистовые резцы могут быть использованы
как черновые при обработке способом одинарного деления за
несколько проходов с небольшой глубиной резания и
низких режимах резания. В условиях массового и крупносерийного
производства, особенно при обработке способом двойного деления, применяют
специальные черновые резцы с трапециевидным и криволинейным профилями.
Это позволяет, значительно повысить режимы резания и стойкость резцов при
чистовом нарезании, а также уменьшить припуск. Резцы работают по два в
комплекте, каждый из резцов обрабатывает одну сторону зуба. Во время резания
используют два конца резцов. После затупления одной
стороны резцы меняют местами и поворачивают на 180°. Стойкость резцов,
покрытых нитридом титана, повышается, особенно существенно до первой заточки.
Для чистовой обработки стальных зубчатых колес передний угол резца γ = 20º, а для колес из латуни и бронзы γ = 5 ÷ 10°.
Головки зуборезные для нарезания прямозубых конических колес
изготовляют сборными со вставными резцами. Резцовые головки с
номинальным диаметром d0
= 150 мм (ОСТ 2И45 7-76 ÷ ОСТ 2И45 9-76) предназначены для обработки
колес модулем m = 0,5 ÷
3 мм, с d0 =
278 мм (ОСТ 2И45 10-76 и ОСТ 2И45 11—76) для m = 1,5 ÷ 8 мм, с d0 = 450 мм (ОСТ 2И45 1-74 ÷ ОСТ 2И45 3-74) для
m =
3 ÷ 12 мм. Комплект резцовых головок состоит из праворежущей
(нижней) головки, которая вращается против часовой стрелки, если на нее смотреть
с лицевой стороны, и леворежущей (верхней), вращающейся по часовой стрелке.
Праворежущая резцовая головка с d0 = 278 мм показана на рис. 27. Затылованные
резцы 3 устанавливают в корпусе 4 и закрепляют диском 2, в котором выполнены
пазы. На шпиндель зубофрезерного станка головку
устанавливают по посадочному конусу 6 с опорой на торец 5. Для съема головки со
станка предназначены выжимные винты 1. Нарезание конических колес с
бочкообразными зубьями производят резцами, режущая кромка которых имеет угол поднутрения β. С увеличением
этого угла бочкообразность зубьев увеличивается,
пятно контакта на зубьях обрабатываемого колеса становится короче.
Резцы изготовляют из быстрорежущей
стали твердостью HRC 62 — 65, а корпус из сталей марок 40Х (HRC 45-50)
или ХВГ (HRC 50 — 55). Передний угол резцов у для
обработки конических колес из стали равен 20º, из более мягких металлов
(латуни и бронзы) 10-15°. После сборки и заточки резцовой головки радиальное
биение вершин резцов относительно оси посадочного отверстия должно быть не
более 0,03 — 0,04 мм. Торцовое биение резцов зуборезных головок,
измеренное посередине режущих кромок:
Модуль,
мм
|
≤
3
|
Св.
3 до 4
|
Св.
4 до 6
|
Св.
6 до 8
|
Св.
8 до 12
|
Торцовое
биение, мм
|
0,01
|
0,012
|
0,016
|
0,02
|
0,025
|
Резцовые головки-протяжки для нарезания прямозубых конических колес относят к
наиболее сложным зуборезным инструментам. Различают комбинированные, чистовые
и черновые резцовые головки-протяжки. Комбинированные резцовые
головки-протяжки (рис. 28) применяют для окончательной обработки зубьев
конических колес с модулем 5 мм и менее. Они состоят из черновых, получистовых
и чистовых резцов, объединенных в блоки по 4—6 резцов. Резцы в протяжках затылованы, задние углы по вершине равны 12°, а по боковой
режущей кромке ~5°. Боковые поверхности резцов имеют вогнутую форму, выполненную
дугой окружности одного радиуса. Угол профиля резцов протяжки равен 22° 30'.
Передний угол резцов γ получают во время заточки,
обычно он равен 15°. Резцовая головка-протяжка в процессе резания не имеет
подачи на изделие, подача достигается подъемом резцов в радиальном направлении
в пределах 0,1—0,2 мм. Профиль чистовых резцов, взаимосвязанный с продольным
перемещением протяжки, обеспечивает правильную конусность и кривизну боковой
поверхности в любой точке зуба.
Блоки резцов 1 (см. рис. 28) в корпусе протяжки 2
базируют по цилиндрической и конической поверхностям и закрепляют двумя винтами
8. Затяжку винтов производят
динамометрическим ключом с определенным крутящим моментом. Между собой блоки
контактируют по выступу 3. При сборке протяжки первоначально в корпус
устанавливают блоки, которые фиксируются в угловом положении по установочным
штифтам 4 и 6. Затем последовательно собирают блоки с меньшими порядковыми
номерами. Зазор между посадочными поверхностями блоков и установочных штифтов
должен быть менее 0,025 мм, В протяжке предусмотрены два безрезцовых
участка 5 и 7, которые предназначены соответственно для установки державки с
резцом для снятия фаски на внешнем конце зуба и деления заготовки для
обработки следующего зуба без отвода протяжки. Установку резцовой головки-протяжки
на шпиндель зубопротяжного станка осуществляют
одновременно по конусному отверстию В и торцу Т с
минимальным натягом 0,15—0,25 мм, Бели высота зуба не позволяет комбинированной
протяжкой завершить обработку зуба за одну операцию (как правило, конических
колес с модулем более 5 мм), то применяют раздельно черновые и чистовые головки.
Черновые резцовые головки-протяжки состоят только из черновых резцов, у них
отсутствует фасочный резец, на место которого
установлен дополнительный 16-й блок резцов. Чистовые протяжки имеют получистовые
и чистовые резцы. В табл. 119 приведены основные технические характеристики
комбинированных, черновых и чистовых резцовых головок-протяжек. Резцовые
головки-протяжки могут быть праворежущими, вращающимися против часовой
стрелки, и леворежущими. При обработке на зубопротяжных
станках 5245 и Ст-1222 (ЗИЛ) используют праворежущие резцовые головки, а на
станках 5С268 и 5С269 — леворежущие. Если на станке необходимо использовать
резцовую головку-протяжку, направление вращения которой противоположно
направлению вращения шпинделя, то протяжку на станок устанавливают на
противоположный торец Т1 и конусное
отверстие В1. Для совмещения оси симметрии резцов с осью заготовки
на шпиндель станка устанавливают переходник требуемой высоты.
Головки
зуборезные, изготовленные по метрической
системе (ГОСТ 11902-77, ГОСТ 11903-77), разделяют на цельные с номинальным
диаметром от 20 до 80 мм и сборные с диаметром от 100 до 1000 мм для нарезания
конических колес с круговыми зубьями и исходным контуром по ГОСТ 16202 — 81, а
также на сборные головки для нарезания гипоидных зубчатых колес с номинальным
диаметром от 160 до 500 мм и диапазонами углов профилей резцов: наружных от 10 до 26° и
внутренних от 14 до 36º. Для чистовых головок установлены следующие
номера резцов N: 0, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 30, 26, 42; для
черновых 0, 4, 8, 12, 16, 20, 24. Углы профилей рабочих сторон резцов
цельных головок, черновых и чистовых сборных головок (рис. 29) определяют по
формулам: наружных аоеº
= аn-10N; внутренних aoiº = an +
10N, где N в угл. мин.
Цельные резцовые головки (рис. 29, а) изготовляют
двусторонними с наружными 1 и внутренними 2 резцами, устанавливаемыми поочередно,
двух типов: 1 с нормальным и тип 2 с увеличенным числом резцов. Материалом для головок служит быстрорежущая сталь с
твердостью рабочей части инструмента HRC 62 — 65. Головки могут быть
нормальной и повышенной точности. Торцовое биение вершин резцов головок
нормальной точности между резцами 0,015 мм, в пределах одного оборота 0,025 мм
и головок повышенной точности — соответственно 0,010 и 0,020 мм. Радиальное
биение вершин резцов посередине режущих кромок головок нормальной точности
0,010 мм, повышенной точности 0,005 мм. Сборные чистовые резцовые головки могут
быть двусторонними, односторонними, праворежущими и леворежущими. Двусторонние
чистовые резцовые головки (рис. 29,б), содержащие наружные 1 и внутренние 2
резцы, применяют в основном для чистового нарезания зубьев колеса. В единичном
и мелкосерийном производстве чистовые двусторонние резцовые головки можно
использовать как черновые. В этом случае целесообразно нарезать зуб на полную
высоту за несколько проходов
при более низких режимах резания. Резцы чистовых головок изготовляют из быстрорежущей стали (HRC 56—62). Их
можно регулировать в радиальном направлении. Резцы головок с номинальным
диаметром 250 мм и более допускается изготовлять сварными. Корпуса чистовых
головок изготовляют из сталей 12ХН3А и 20ХН2М (HRC 56-62). Предельные
отклонения чистовых резцовых головок после сборки, заточки и регулирования резцов
приведены в табл. 120. Черновые резцовые головки
изготовляют двух типов: двусторонние и трехсторонние. Двусторонние резцовые
головки, каждый резец которых в процессе резания одновременно обрабатывает
боковую сторону и часть дна впадины зуба, применяют при нарезании зубьев
методом обкатки и врезания. В массовом и крупносерийном производстве их
используют главным образом при обработке методом обкатки. Трехсторонние резцовые
головки (рис. 29, в) применяют только при работе методом врезания в условиях
массового и крупносерийного производства. Они содержат резцы трех типов:
наружные 1, внутренние 2 и средние. Наружные и внутренние резцы предназначены
для обработки только боковых сторон зуба и не касаются дна впадины. Средние
резцы устанавливают на 0,20—0,25 мм выше наружных и внутренних, они
обрабатывают только дно впадины зуба. Число средних резцов в головке равно
половине общего числа резцов. Резцы черновых головок не регулируют в корпусе. Их изготовляют из быстрорежущей стали (HRC 62 — 65), а
корпус из стали марки 40ХН2МА (HRC 40-45). После сборки и заточки резцов торцовое биение
по вершинам от резца к резцу не должно превышать 0,025—0,030 мм, в пределах
одного оборота 0,05—0,06 мм. Радиальное биение резцов посередине режущих
кромок — не более 0,03 — 0,04 мм. В табл. 121 — 123 приведены основные геометрические
параметры резцовых головок для конических и гипоидных зубчатых колес. Образующие диаметры рассчитывают в зависимости от номинального
диаметра d0 резцовой
головки и развода резцов W (см. рис. 9): для наружных резцов d0e = d0 + W; для внутренних doi = d0
— W.
Большое распространение получила также дюймовая система номинальных
диаметров резцовых головок (табл. 124). Резцовые головки с номинальным
диаметром до 2" изготовляют цельными, а головки с диаметром 3,5" и
выше — сборными.
Среди чистовых резцовых головок наиболее распространены головки типа Хардак (рис. 30). Их изготовляют
односторонними и двусторонними с номинальными диаметрами: 5; 6; 7½, 9;
12 и 16". Точное изготовление корпуса 3, закаленного до твердости HRC 57,
резцов 7, регулировочных клиньев 5 с винтами 4 и подкладок 6 обеспечивает
идентичность образующих диаметров резцовых головок в пределах 0,254 мм и
позволяет сохранить практически неизмененными форму и расположение пятна
контакта на зубьях обрабатываемых колес при замене головки. Посадку резцовой
головки на шпиндель станка осуществляют одновременно на конусное отверстие 10
и торец 9 с небольшим натягом, который контролируется зазором 0,076—0,127 мм между
торцами головки и шпинделя в первоначальный момент ее установки. Кольцевая канавка
11 предотвращает износ шпинделя и деформацию корпуса головки при установке ее
на станок. Резцы закрепляют винтами 8 под углом 10°,
благодаря чему обеспечивается плотная посадка обоих буртиков 12 резца на
передний торец головки без дополнительного подстукивания
по его вершине Крутящий момент при затяжке резцов головок 5 и 6" равен 35
Н·м, головок 7,5 и 9" —55 Н·м, головок 12 и 16"—69 Н·м. Торцовое
биение вершин резцов от резца к резцу 0,05 мм, в пределах одного оборота
0,076 мм Радиальное биение вершин резцов посередине режущих кромок от резца к
резцу 0,0003 мкм.
С помощью регулировочных клиньев 5, изготовленных с отклонением от
номинального угла на величину ±0,5; ±1,0; ±1,5', в головках выдерживаются
отклонения угла профиля резцов относительно базового резца 1 с точностью
0,0015 мм на длине режущей кромки. Для повышении
точности расположения базового резца в головке вместо регулировочного клина и
подкладки в паз устанавливают мастер-подкладку 2,
которую изготовляют с высокой точностью.
Для чистового нарезания зубьев колеса полуобкатных
конических и гипоидных передач методом копирования применяют резцовые
головки-протяжки, которые за один оборот обрабатывают одну впадину зубьев колеса.
Радиус расположения режущих кромок наружных резцов в протяжке от первого к последнему равномерно возрастает, а радиус внутренних,
наоборот, равномерно уменьшается. Резцовые головки-протяжки типа Формейт изготовляют с номинальными диаметрами 5, 6, 7,5, 9
и 12" со вставными резцами или сегментами, состоящими из двух — четырех
резцов. Припуск, снимаемый каждым резцом, одинаков. В зависимости от диаметра
резцовой головки и качества чернового нарезания зубьев он равен 0,02—0,04 мм.
Разница в радиусах первого и последнего одноименных резцов равна припуску на
сторону зуба 0,2-0,4 мм. Последние два резца в головке являются калибрующими,
их высота на 0,05—0,10 мм меньше высоты предшествующих калибрующих. С целью
повышения точности обработки калибрующие резцы расположены
таким образом, что они вступают в резание после того, как предшествующий закончит
обработку. Резцовые головки-протяжки типа Геликсформ
изготовляют с номинальными диаметрами 5, 6, 7,5, 9 и 12" со вставными
резцами без клиньев и подкладок. Так как в процессе нарезания зубьев кроме
вращения требуется еще осевое перемещение резцов, число резцов в головке
ограничено. Независимо от номинального диаметра головки имеют по восемь
резцов, расположенных с угловым шагом 36°. Припуск, снимаемый резцовой головкой
за один оборот, составляет 0,2 мм на сторону зуба.
Резцовые головки с острозаточенными
резцами (рис. 31) предназначены для
нарезания зубьев конических и гипоидных колес. Корпус головки 1 установлен с
натягом в массивном кольце 2. В радиальных пазах корпуса устанавливают острозаточеиные наружные 3, средние 4 и внутренние 5
резцы, которые закрепляют винтами 6 через прокладки 7. Конструкция острозаточенных резцов значительно упрощена
Их выполняют из прямоугольного бруска без затылования.
Задние углы по вершине и на боковой режущей кромке образуются за счет наклона
резца в корпусе головки на угол 12°. Изготовление резцов и их заточку по длине
резца осуществляют на профильно-шлифовальном станке по боковым поверхностям 8 и
вершине 9. Переднюю поверхность 10 у наружных и
внутренних резцов не затачивают, ее изготовляют в первоначальный момент в
заготовке под углом 20° и покрывают износостойким материалом для предотвращения
образования лунки и уменьшения трения при сходе стружки с передней поверхности
резцов. Резцы в головке в радиальном направлении не регулируют, после
изготовления и заточки их устанавливают в корпусе по высоте до упора. Резцовые
головки с острозаточенными резцами изготовляют
черновыми и чистовыми. Черновые резцовые головки могут быть двусторонними и
трехсторонними (последовательность расположения резцов в последних — наружный, средний, внутренний, средний и т. д.). Чистовые
головки изготовляют двусторонними и трехсторонними
(последовательность расположения резцов в последних — наружный, внутренний,
средний, наружный и т. д.). Увеличение числа наружных и внутренних резцов в
чистовых трехсторонних головках позволяет уменьшить шероховатость боковых
поверхностей зубьев при нарезании колес из целых заготовок. Радиальное биение
режущих кромок чистовых резцов после заточки и сборки не должно превышать
0,0025 мм, черновых — 0,025 мм. Преимущество резцовых
головок с острозаточенными резцами по сравнению с затылованными — низкая стоимость и простота изготовления
резцов, повышение периода стойкости резцов в 2—5 раза за счет увеличения числа
переточек до 40—45, возможность размещения большого числа резцов в головке.
Основные геометрические параметры острозаточенных резцовых
головок и число резцов в головках, изготовленных в дюймовой системе, приведены
в табл. 125, 126.