Типы цилиндрических зубчатых колес. По форме зуба цилиндрические колеса
разделяют на прямозубые, косозубые и шевронные (рис. 197).
Методы получения заготовок. Поперечно-клиновая прокатка круглыми валиками или
плоскими плашками (рис. 198, а) по сравнению с объемной штамповкой на молотах и
прессах обеспечивает экономию металла на 10—15%. Припуск на
механическую обработку уменьшается с 2,0—2,5 мм до 1,0—1,5 мм. Производительность
прокатных станов ВНИИМЕТМАШа составляет 360-900 шт/ч.
Горячая объемная штамповка осуществляется на многопозиционных
автоматах производительностью 70—180 шт/мин. Заготовки не имеют облоя; припуск
(на диаметр) под механическую обработку 1,0- 1,5 мм. На автоматах можно
изготовлять заготовки зубчатых колес диаметром до 170 мм из штанги диаметром 90 мм. Заготовки зубчатого
колеса диаметром 67 мм
и высотой 40 мм
высаживаются за пять переходов из горячекатаного прутка с производительностью
70 шт/мин. Отход металла в стружку — около 6 %. Этот метод пригоден и для
штамповки конических колес.
Метод горячего накатывания зубьев цилиндрических зубчатых колес
разработан ЗИЛом совместно с ВНИИМЕТМАШем взамен чернового нарезания зубьев
колеса (z = 46; mn = 6 мм; b = 70
мм; β = 16º7'). Поковку 4 (рис. 198,б),
полученную на ковочном прессе, устанавливают в зажимное приспособление,
зажимают между стаканами 3 и включают индуктор для нагрева поковки. Зубья
накатывают за два последовательных этапа. Сначала гладкими роликами 2
калибруют штампованную поковку по внешнему диаметру и ширине зубчатого венца,
затем заготовка перемещается в верхнее положение. После вторичного нагрева
заготовки зубчатыми роликами 1 накатывают зубья. Время цикла накатки
составляет 2,4 мин. Припуск на сторону зуба 1,5 мм. Горячее накатывание
позволяет снизить расход металла на заготовку (~ 4 кг), высвободить рабочих,
зуборезные станки, площадь и т. д.
Зубофрезерование является самой распространенной, но трудоемкой
операцией для обеспечения высокого качества изготовления зубчатых колес.
Основное время (мин) зубофрезерования прямозубых и косозубых цилиндрических
колес
,
где х — длина врезания
фрезы, мм; z - число зубьев колеса; b — ширина зубчатого венца колеса (пакета), мм; с —
перебег фрезы, мм; k — число заходов фрезы; n — частота вращения фрезы, об/мин; s0 — осевая
подача фрезы, мм/об; у — число одновременно обрабатываемых колес.
Уменьшить время (повысить производительность) фрезерования можно лишь
увеличив число заходов червячной фрезы, частоту вращения фрезы (скорости
резания) и подачу. Если зубофрезерование является получистовой операцией перед
шевингованием, то погрешности зубчатого колеса после зубофрезерования не
должны превышать более чем на 20—25% допустимые погрешности при шевинговании.
Значительная погрешность при зубофрезеровании, снижает точность при чистовой
обработке, вызывает повышенный износ и поломку шеверов.
При работе на высоких режимах резания современные зубофрезерные станки
для крупносерийного и массового производства должны иметь высокие статическую
и динамическую жесткости [достигаемые вследствие большей массы (1,2—1,5 т на
модуль), обребренных и толстых стенок станины, короткой кинематической цепи],
большую мощность главного электродвигателя (1,8 — 2,5 кВт на модуль), длинные и
широкие направляющие, гидростатические подшипники, большое осевое перемещение
фрезы (160-200 мм),
обильное охлаждение (200—400 л/мин), возможность автоматизации. Станки должны
быть удобными в обслуживании и наладке, иметь хорошие условия отвода теплоты,
выделяющейся в процессе резания. У новых станков, кроме контроля норм
геометрической точности и точности обрабатываемой детали, контролируют синхронность
вращения шпинделей инструмента и детали. Зубчатые колеса обрабатывают на
скорости резания 50—80 м/мин и подаче 3—6 мм/об с обеспечением 6—7-й степени
точности.
Зубья цилиндрических колес нарезают двумя методами: копирования и
обкатки. Наибольшее распространение в промышленности получил метод обкатки
червячной фрезой, который обеспечивает высокие производительность и качество.
Фрезерование с осевой подачей применяют для нарезания цилиндрических
колес с прямыми и косыми зубьями, шлицевых валов и т. д. Червячная фреза
перемещается параллельно оси обрабатываемого колеса. Недостатком этого метода
обработки является большая длина врезания червячной фрезы (рис. 199, а). При
нарезании колес с прямыми зубьями длина врезания
;
при фрезеровании колес
с косыми зубьями вместо De применяют
De' ≈ De (1
– tg2β + daetg2β),
где De – внешний диаметр червячной фрезы, мм; h — высота зуба колеса, мм; β — угол наклона линии
зубьев колеса; dae — внешний диаметр
вершин зубьев колеса.
Длину и время на врезание можно сократить уменьшением диаметра
червячной фрезы, одновременной обработкой двух и большего числа заготовок,
применением радиальной подачи, фрез с заборным конусом, фрезерованием с
бесступенчатой регулируемой подачей (при увеличении подачи при врезании и выходе
фрезы из заготовки). Перебег фрезы для прямозубых колес С = 2 ÷ 3 мм; для косозубых его
выбирают по табл. 22.
При фрезеровании с радиально-осевой подачей червячная фреза в начале
резания и до получения полной высоты зуба перемещается радиально. Затем
радиальная подача прекращается, и включается осевая. Этот метод осуществляют
на специальных зубофрезерных станках стандартными фрезами. При радиальной
подаче резко возрастает нагрузка на зубья червячной фрезы, а следовательно,
износ зубьев, поэтому радиальную подачу sp выбирают меньше осевой s0 [sp = (0,3 ÷ 0,5) s0]. Метод
с радиально-осевой подачей экономичен при фрезеровании зубчатых колес с большим
углом наклона зубьев и при работе червячными фрезами большого диаметра. В
обычных условиях обработки применяют фрезерование с осевой подачей.
Фрезерование с диагональной подачей осуществляют на специальных
станках. Червячная фреза перемещается под углом к оси обрабатываемого колеса.
Этот метод применяют в крупносерийном и массовом производстве для обработки
колес с широкими зубчатыми венцами, пакета колес и колес с повышенной твердостью,
когда необходимо иметь большой период стойкости фрез в процессе резания. При
диагональной подаче по сравнению с осевой улучшается сопрягаемость профилей
зубьев (линии резов расположены не вдоль зуба, а под углом) прямозубых колес
при обкатке; поэтому этот метод целесообразно применять и для колес, у которых
в дальнейшем зубья не подвергаются чистовой обработке, например для зубчатых
колес насосов. При диагональном зубофрезеровании экономично применять длинные
и точные фрезы.
При зубофрезеровании за два рабочих хода (перехода) (рис. 199,б) первый
1 и второй 2 ходы осуществляют червячной фрезой 4 последовательно за один
установ заготовки 3. Глубина резания при втором рабочем ходе составляет 0,5 - 1,0 мм. Первый рабочий ход
осуществляют при попутной подаче, второй при встречной. В результате малого
припуска при втором ходе скорость резания и осевая подача выше, чем при первом.
Этот метод применяют для колес с модулем свыше 4—5 мм. Кроме повышения
производительности при этом методе достигается высокая стабильная точность
параметров зубьев, особенно по направлению зуба, создаются благоприятные
условия для автоматизации станка, увеличивается производительность и период
стойкости инструмента на операции зубошевингования.
При встречном зубофрезеровании стружка имеет форму запятой; в начале
обработки ее толщина минимальная, а в конце — максимальная. В начале резания
режущие кромки, особенно когда они затуплены, не могут сразу вступить в
резание, а скользят по поверхности, уплотняют ее и подвергаются повышенному
изнашиванию. Условия резания затруднены. При попутном зубофрезеровании,
наоборот, в начале резания толщина стружки максимальная, а в конце —
минимальная. В начале резания режущие кромки свободно врезаются в металл, в
результате чего создаются благоприятные условия резания. Период стойкости
инструмента повышается на 10—30%, достигается хорошее качество поверхности
зубьев и образуется меньше заусенцев на торцах при выходе фрезы. При попутном
фрезеровании вследствие более благоприятных условий резания, повышая скорость
резания и подачу, можно обработать то же самое число зубчатых колес при том
же примерно износе, но за более короткое время.
Автоматическое перемещение фрезы вдоль оси является одним из методов
значительного повышения ее режущих свойств. В процессе резания зубья 3
червячной фрезы 2 (рис. 200) нагружены неодинаково, а следовательно и изнашиваются
неравномерно. Зубья, находящиеся на стороне входа фрезы, изнашиваются (нагружены)
больше, чем на стороне выхода. Чтобы, по возможности, зубья изнашивались
равномерно по всей длине, фрезу необходимо периодически перемещать вдоль ее оси
после обработки одного зубчатого колеса или пакета колес. Направление
периодического перемещения фрезы должно осуществляться против направления
вращения обрабатываемого колеса 1; тогда острые зубья будут вступать в резание,
а затупленные выходить из резания. Периодическое перемещение для фрез со
стружечными канавками, расположенными параллельно оси,
.
Для фрез, стружечные канавки которых расположены перпендикулярно
винтовой линии,
,
где mn — нормальный модуль, мм; γ0 – угол
подъема винтовой линии фрезы; i - число
стружечных канавок фрезы.
Полученное расчетным путем перемещение Δt иногда приходится корректировать. Если износ зубьев
фрезы будет мал, то перемещение Δt следует уменьшить; если износ большой, то Δt увеличивают до получения допустимого износа зубьев
фрезы. Первоначальное положение фрезы на стороне входа — расстояние от торца
рейки до оси колеса
.
Конечное положение фрезы на стороне выхода
Общая длина осевого перемещения фрезы
b1 = b2 – (l1 + l2).
Число деталей, обработанных за полный срок службы фрез,
.
Здесь h' — высота головки зуба фрезы,
мм; α — угол профиля; b2 — длина рейки фрезы, мм; q — число деталей в пакете, обрабатываемых
одновременно; М — число возможных переточек фрезы.
При автоматическом перемещении особенно эффективно применять длинные и
точные фрезы.
Выбор скорости резания и подачи зависит от многих факторов: модуля,
материала заготовки и фрезы, конструкции, жесткости фрезы и станка, вида
обработки и т. д. С увеличением скорости резания инструмент изнашивается
больше, чем при повышении подачи. Обычно при выборе скорости резания
руководствуются желаемой стойкостью инструмента, а при выборе подачи —
точностью обработки и параметром шероховатости поверхности. Скорость резания
(м/мин)
.
Для углеродистых сталей обрабатываемость улучшается с повышением
содержания углерода примерно до 0,20-0,25% и ухудшается при дальнейшем
возрастании. С увеличением углерода повышается твердость стали, а
следовательно и износ инструмента. Легирующие элементы при одинаковом содержании
углерода также ухудшают обрабатываемость. Обрабатываемость снижается при
пределе прочности на растяжение свыше 784 МПа. Зубчатые колеса из цементуемых
сталей с пределом прочности на растяжение 588-784 МПа и твердостью НВ 160-200
обрабатывают фрезами из быстрорежущей стали Р9К10 на скорости резания 50—80
м/мин и подаче 3-6 мм/об. Например, зубчатое колесо (z = 24; mn = 4,5 мм; b = 30
мм; β = 19°30') обрабатывают за два рабочих хода на
скоростях резания v1 = 59 м/мин; v2=79 м/мин и подачах s1 = 3,5
мм/об; s2 = 5 мм/об.
С повышением подачи снижается точность и увеличивается параметр
шероховатости поверхности. При обкатке прямозубых цилиндрических колес из
стали и чугуна однозаходными фрезами рекомендуются следующие подачи: s = 0,8 ÷ 2,0 мм /об при чистовом зубофрезеровании; s = 3 ÷ 6 мм/об при фрезеровании под
шевингование; s = 3÷8 мм/об при
фрезеровании под шлифование. Косозубые колеса обрабатывают с осевой подачей s0 = scosβ. При зубофрезеровании многозаходными червячными
фрезами возникают высокие удельные нагрузки на режущие кромки зубьев фрезы,
поэтому подачи уменьшают: для двухзаходных фрез подача ~0,7s, для трехзаходных фрез подача ~0,5s. При выборе подачи под шевингование необходимо учитывать
точность гю направлению зуба и наличие гребешков (грубой поверхности) на
боковой поверхности зубьев колеса, которые создают благоприятные условия
резания в процессе шевингования.
Зубодолбление. При долблении зубьев методом обкатки круглыми
долбяками повышается производительность и точность обработки. Современные
зубодолбежные станки имеют жесткую конструкцию, гидростатические подшипники и
направляющие, работают с частотой ходов 2500 в минуту, удобны в работе и для
автоматизации. Электронное устройство позволяет точно останавливать станок в
конце цикла и исключать уменьшение толщины последнего зуба. Метод обкатки
круглыми долбяками более универсален, чем зубофрезерование червячными фрезами.
Его применяют для нарезания зубчатых колес внешнего и внутреннего зацепления с
прямыми и косыми зубьями бочкообразной и конической формы. Колеса некоторых
типов — блочные зубчатые колеса с близко расположенными венцами, зубчатые
рейки, шевронные колеса, копиры сложной формы и т. д. могут быть нарезаны
только долбиками. При зубодолблении долбяками достигается более высокая
точность профиля зуба и меньший параметр шероховатости поверхности. Колеса с
малой шириной зубчатого венца более экономично обрабатывать зубодолблением, а
не зубофрезерованием. В крупносерийном и массовом производстве Целесообразно
применять зубофрезерование червячными фрезами; производительность и точность
обработки выше, чем при зубодолблении. Точность изготовления зубчатых колес
круглыми долбяками: класса АА — 6-я степень, класса А — 7-я степень и класса В
— 8-я степень (ГОСТ 1643-81).
Нарезание косозубых колес отличается от нарезания прямозубых колес тем, что по
мере возвратно-поступательного движения долбяк получает дополнительный поворот
от специального копира с винтовыми направляющими (при обработке прямозубых
колес направляющие копира прямолинейные). Для нарезания косозубых колес
внешнего зацепления долбяк должен быть также косозубым с тем же углом наклона,
но с противоположным направлением. Колеса с правым направлением зубьев
нарезают левым долбяком, а колеса с левым направлением — правым долбяком. При
обкатке долбяк и заготовка вращаются в разных направлениях. Для сопряженной зубчатой
передачи необходимо иметь два комплекта направляющих: один для колеса с правым
наклоном зуба, другой для колеса с левым наклоном. Направление винтовых
направляющих совпадает с направлением зубьев долбяка, а угол наклона — как у
зубьев нарезаемого колеса. Шаг Н (ход) направляющих копира равен шагу винтовой
линии долбяка, который зависит от угла наклона линии зуба долбяка и его
диаметра делительной окружности. Отношение шага Н направляющих копира к шагу
Р винтовой линии зубьев нарезаемого колеса должно быть равно отношению числа
зубьев zд долбяка
к числу зубьев z нарезаемого колеса. Угол
наклона пути, проходимого зубьями долбяка, зависит от двух факторов: делительного
диаметра долбяка и шага направляющих копира. Когда используется имеющаяся
направляющая, чтобы обеспечить целое число зубьев долбяка меняют угол наклона
зубьев β обрабатываемого колеса.
.
Нарезание колес внутреннего зацепления осуществляют круглыми долбяками. При проектировании
зубчатой передачи внутреннего зацепления и выборе инструмента необходимо
учитывать некоторые моменты, вызывающие трудности при зубодолблении и сборке.
При радиальном перемещении долбяк не должен срезать уголки вершин зубьев
колеса; галтель, образованная долбяком, не должна вызывать интерференцию и т.
д. Число зубьев долбяка должно быть равно или несколько меньше числа зубьев
колеса. Долбяк с десятью зубьями считается практически наименьшим. Стандартные
долбяки не всегда пригодны для внутреннего долбления. При нарезании косозубых
колес внутреннего зацепления направления угла наклона линии зуба колеса и
долбяка совпадают. Долбяк и заготовка вращаются в одном направлении.
Нарезание шевронных зубчатых колес осуществляют на горизонтальных станках двумя
спаренными косозубыми долбяками (рис. 201, а) с правым и левым наклоном зуба.
Долбяки работают попеременно. Если один из них производит обработку до
середины ширины зубчатого венца, другой в это время перемещается обратно и
наоборот, образуя таким образом шевронный зуб. Долбяки для шевронных колес
изготовляют комплектно — один правый и один левый для обработки обеих половин
шевронного колеса. После затачивания диаметры долбяков в комплекте должны быть
одинаковыми. Долбяки со специальной заточкой могут нарезать зубья шевронного
колеса без разделительной канавки. На горизонтальных зубодолбежных станках
последних моделей можно одновременно обрабатывать два колеса, расположенных на
одном валу и имеющих различный модуль, диаметры и угол наклона зуба и т. д.
Например, в автомобильной промышленности при обработке муфт синхронизатора
комплект из четырех инструментов одновременно выполняет четыре операции,
обеспечивая при этом высокую концентричность зубьев относительно оси вала.
Длина хода долбяка зависит от ширины зубчатого венца b и перебега долбяка l1 (рис.
201,б): L=b + 2l1.
При обработке открытых венцов перебеги долбяка выше и ниже торца
практически равны между собой (2l1=0,14b, но не менее 5 мм). Ширины l2 и l3 канавок для выхода долбяка в закрытых венцах
небходимо учитывать при проектировании зубчатого колеса. Ширина l2 должна быть достаточной для выхода долбяка и стружки
(рис. 201,в). У косозубых колес ширина l3 канавки
(рис. 201, г)
для выхода долбяка должна быть такой, чтобы между режущей кромкой долбяка и
торцом был достаточный зазор.
Число переходов (рабочих ходов) при зубодолблении определяют в
зависимости от модуля, материала заготовки и требуемого качества. Зубчатые
колеса нарезают за несколько переходов: с модулем 2-3 мм — за один черновой и
один чистовой, с модулем 3 — 6
мм — за два черновых и один чистовой, с модулем 6-12 мм - за три черновых и два
чистовых. Обработка за несколько переходов является наиболее эффективной. При
многопереходной обработке полная глубина зуба делится на число переходов;
глубина резания постепенно уменьшается (при последнем переходе она равна
примерно 0,25 мм).
Одновременное нарезание всех зубьев резцовыми
головками осуществляется на специальных
зубодолбежных станках для обработки прямозубых цилиндрических колес внешнего и
внутреннего зацепления, шлицев, зубчатых муфт и копиров сложной формы методом
копирования. Затылованные резцы в головке расположены радиально; их число
равно числу зубьев нарезаемого колеса. Профиль режущей кромки резцов
соответствует форме впадины зуба колеса. Время обработки зубчатого венца муфты
автомобиля (z = 24; mn = 5 мм;
b = 11
мм) составляет 21с.
Режимы резания при зубодолблении выбирают в зависимости от модуля,
свойств материала заготовки, требуемой точности и т. д. В табл. 23 приведены
круговые подачи и скорости резания при зубодолблении. При двух-переходной
обработке табличные значения используют для первого перехода; при втором
(чистовом) переходе они могут быть увеличены или уменьшены в зависимости от
требуемого качества колес. Скорость резания при чистовом переходе увеличивают
примерно на 50%.
Радиальные подачи при зубодолблении в зависимости от твердости
следующие:
Твердость
НВ
|
135-185
|
185-230
|
230-290
|
Радиальная
подача, мм/дв.ход
|
0,06-0,03
|
0,05-0,02
|
0,04-0,015
|
Максимальная скорость резания, соответствующая примерно середине длимы
хода долбяка, и средняя скорость резания соответственно
,
где n – частота движения долбяка, дв. ход/мин.
При обработке косозубых колес скорость резания зависит от угла наклона
линии зуба колеса β:
.
Зубозакругление на торцах зубьев применяют для облегчения входа в
зацепление и повышения срока службы переключаемых на ходу зубчатых колес и
муфт. Фасонную пальцевую фрезу обычно применяют для получения радиусного
закругления (рис. 202, а) у прямозубых цилиндрических колес внешнего и
внутреннего зацеплений. Метод обладает большой универсальностью, обеспечивает
разнообразную форму закругления и хорошее качество обработки, но
производительность станка и стойкость инструмента низкие. Этот метод широко
используют в единичном и серийном производстве; в массовом производстве его применяют, когда другие методы и инструмент не могут быть
использованы. Для повышения производительности этого метода разработан
двухшпиндельный станок. Две расположенные друг против друга инструментальные
головки закругляют два зуба одновременно, благодаря чему производительность
станка повышается на 100%. Обрабатываемое колесо непрерывно вращается и
одновременно совершает возвратно-поступательное движение с частотой 10—70 дв.
ход/мин вдоль оси от копира, профиль которого определяет форму закругления
зуба.
Более эффективным методом закругления зубьев муфт и прямозубых
цилиндрических колес с внешним и внутренним зацеплениями, с укороченной и
нормальной высотами зубьев является метод единичного деления фасонными
чашечными фрезами. Метод имеет высокую производительность, а чашечные фрезы
обладают большей стойкостью, чем пальцевые. Чашечные фрезы режут металл внутренними
режущими кромками. Фрезы с криволинейными режущими кромками при закруглении
зубьев с укороченной высотой последовательно обрабатывают правую и левую стороны
одною зуба и обеспечивают сфероидальное зацепление (рис. 202,б). При закруглении
зубчатых колес с нормальной высотой зубьев криволинейные режущие кромки фрезы
последовательно обрабатывают правую и левую стороны двух рядом стоящих зубьев.
Чашечные фрезы с прямолинейными режущими кромками обеспечивают остроугольное
закругление типа «крыши домика». Остроугольное закругление (рис. 202, в)
используют для колес и муфт легковых автомобилей, обеспечивающих более легкий
вход в зацепление Закругление с ленточкой шириной 0,5 — 2 мм на торце зуба (рис. 202, г) применяют для
нагруженных зубчатых передач, например, грузовых автомобилей; срок их службы
выше, чем остроугольных. Для повышения производительности метода создан специальный станок с двумя
синхронно вращающимися головками 2 и 3 (рис. 202, д) для одновременного
закругления зубьев на обоих торцах зубчатого колеса 1. Производительность
станка повышается на 100%. Шпиндель изделия установлен вертикально:
инструментальные шпиндели расположены под углом к оси обрабатываемого колеса.
В процессе обработки вращающаяся чашечная фреза совершает возвратно-поступательное
движение вдоль своей оси с частотой 30—250 дв. ход/мин. После обработки двух
зубьев (на верхнем и нижнем торцах) зубчатое колесо поворачивается на один шаг
для обработки следующих зубьев. На станке предусмотрено снятие фасок с торцов
зубьев как цилиндрических, так и конических колес. Операция зубозакругления в
технологическом маршруте следует после зубофрезерования перед зубошевингованием.
Для облегчения зубозакругления на торцах зубьев необходимо делать фаску под
закругление с углом 10—15º и шириной в два модуля.
В процессе зубонарезания на торцах зубьев зубчатых колес образуются
острые кромки и заусенцы, которые ухудшают качество зацепления, снижают срок
службы колес в результате скола острых кромок зубьев и т. д. Поэтому у
зубчатых колес после зубофрезерования и зубодолбления необходимо снимать фаски
и удалять заусенцы. У косозубых цилиндрических и конических колес с
криволинейными зубьями фаски обычно снимают с одной стороны, имеющей острую
кромку. У прямозубых цилиндрических колес фаску снимают по всему контуру
параллельно профилю зуба (рис 203, а). Лучшей является фаска в форме запятой
(рис. 203,б): ширина фаски уменьшается в направлении дна впадины зуба, Угол фаски
на боковой поверхности зуба находится в пределах 30 — 35º. У колес с
модулем до 4 мм
ширина фаски должна быть менее 0,8
мм. Для снятия фасок и удаления заусенцев применяют
различные методы: электрохимический, тепловой, резания (фрезерование, строгание,
шлифование). Методы резания по качеству обработки и форме фаски вполне отвечают
предъявляемым требованиям. Станки для зубозакругления пальцевой и чашечной
фрезами позволяют также снимать фаски любой формы.
В условиях массового производства чаще применяют метод обработки с
непрерывным делением двумя одновитковыми многозубыми фрезами (станок 1645).
Верхняя фреза снимает фаску на верхнем торце зуба, а нижняя — па нижнем. Фрезы
имеют различные осевые шаги. Если в процессе резания зуб колеса уходит от зуба
инструмента, то осевой шаг зубьев такой фрезы больше торцового шага колеса на
снимаемый припуск. Если зуб колеса набегает на инструмент, то осевой шаг фрезы
будет меньше торцового шага обрабатываемого колеса на припуск. Каждый зуб
одновитковой фрезы снимает стружку в определенной зоне профиля зуба колеса. За
один оборот фрезы обрабатывают фаску на одном зубе. Способ пригоден для снятия
фасок с острых кромок зубьев косозубых цилиндрических и конических колес с криволинейными
зубьями, а также с обоих профилей зубьев прямозубых колес. Время обработки
колеса при z = 43 и mn = 3,5
мм составляет 13 с.
Для снятия фасок и удаления заусенцев с торцов одновенцовых и блочных
зубчатых колес внешнего зацепления созданы высокопроизводительные автоматы,
которые могут быть использованы и в автоматических линиях. Инструмент для
одновременного снятия фаски и заусенцев с обоих торцов зубчатого венца 2 (рис.
203, в) состоит из центрального ведущего колеса 3 и боковых колес 1 и 4,
прикрепленных к ведущему колесу. Все три зубчатых колеса соединены в единый
блок. Во время обработки боковые колеса 1 и 4 производят резание, а ведущее
колесо 3 обеспечивает снятие равномерной фаски. Ширина зубчатого венца
ведущего колеса 3 меньше ширины венца обрабатываемого колеса на двойную
заданную ширину фаски (рис. 203,
г). Торцовые поверхности зубьев и скосы на них,
выполненные под углом снимаемой фаски, образуют режущие кромки. При радиальной
подаче боковые поверхности зубьев режущих колес входят в беззазорное зацепление
с обрабатываемым колесом. Во время обкатывания каждая режущая поверхность
срезает тонкую стружку с торцовой поверхности зуба обрабатываемого колеса.
Инструмент рассчитывают для определенных зубчатого колеса и фаски. Образованные
в процессе резания на торцах зубчатого колеса заусенцы срезают двумя
подпружиненными резцами, установленными с противоположной стороны инструмента
для снятия фасок. После установки и закрепления обрабатываемого колеса инструмент
вводится в зацепление. При полном зацеплении инструмент начинает быстро вращаться
и снимать фаски, после чего подводятся резцы для удаления заусенцев, образованных
на торцах обрабатываемою колеса. Основное время на обработку цилиндрических
колес автомобилей в зависимости от модуля и числа зубьев составляет 5 — 15 с.
Штучное время на станке с автоматическим циклом работы 10—20 с. Стойкость
инструмента (в зависимости от фаски и материала) между переточками составляет
40000 — 70000 деталей; число переточек 4—8.
Зубошевингование дисковым шевером является наиболее распространенным и
экономичным методом чистовой обработки зубьев незакаленных (с твердостью до HRC 33) прямозубых и косозубых цилиндрических колес с
внешним и внутренним зацеплением после зубофрезерования или зубодолбления.
Шевингование применяют для повышения точности зубчатого зацепления, уменьшения
параметра шероховатости поверхности на профилях зубьев, снижения уровня шума и
т. д. Шевингованием можно повысить точность на одну-две степени. Точность
шевингованных зубчатых колес достигает 6 —8-й степени, параметр шероховатости
поверхности Ra = 0,8 ÷ 2,0 мкм.
Точность зубчатых колес в процессе шевингования зависит главным образом от их
точности после зубофрезерования или зубодолбления и коэффициента перекрытия
шевера с обрабатываемым колесом, который должен быть не менее 1,6. При
шевинговании можно проводить продольную и профильную модификацию зуба. При
образовании продольной бочкообразности исключается опасность концентрации
нагрузки на концах зубьев. Модификация эвольвентного профиля зубьев позволяет
уменьшить уровень шума и повысить срок службы зубчатой передачи. Модификацию
формы зуба проводят также для компенсации деформации в процессе термической
обработки.
Методы шевингования (параллельное, диагональное, тангенциальное,
врезное и их разновидности) различаются направлением подачи, конструкцией
шевера и временем обработки. В процессе шевингования шевер и обрабатываемое
колесо находятся в плотном зацеплении, а оси их расположены под углом
скрещивания. На профилях зубьев шевера имеются мелкие зубцы, грани которых
образуют режущие кромки. В результате прижима шевера к обрабатываемому колесу
с помощью подачи стола и относительного скольжения, возникающего при пересечении
осей, режущие кромки зубцов шевера при перемещении по поверхности зуба колеса
внедряются в нее и снимают тонкую стружку с профиля зуба.
При параллельном шевинговании обрабатываемое колесо 1 (рис. 204, а)
совершает возвратно-поступательное движение 3 параллельно своей оси и в конце
каждого реверсивного движения перемещается вертикально (ступенчато) к шеверу.
Несколько последних возвратно-поступательных ходов совершаются без радиальной
подачи (калибрующие ходы). Длина пути возвратно-поступательного движения стола L=b + m, где b — ширина
зубчатого венца колеса; m — модуль.
Ширина шевера не зависит от ширины зубчатого венца; практически этим методом
можно обрабатывать зубчатые колеса любой ширины. Использование шевера
недостаточно эффективно, резание выполняет лишь среднее сечение длины зуба, поэтому
в этой зоне шевер изнашивается быстрее, чем на краях. Параллельное шевингование
обычно применяют в мелкосерийном производстве, а при ширине зубчатого венца
свыше 50 мм
— в крупносерийном.
При диагональном шевинговании обрабатываемое колесо 1 совершает
возвратно-поступательное движение 3 под углом ε к оси заготовки (рис.
204,б), благодаря чему длина L меньше ширины
зубчатого венца колеса. Ширина b зубчатого
венца больше ширины В шевера; угол γ скрещивания осей и угол ε
диагонали находятся в следующей зависимости:
,
где Ва =
(0,75 ÷ 0,8)В - активная ширина шевера.
Угол диагонали 35 — 40° создает оптимальные условия резания и качество
обрабатываемой поверхности. При угле диагонали свыше 60° необходимо применять
специальный шевер со смещенными зубцами. Угол диагонали менее 25° не
рекомендуется. Точка скрещивания осей в процессе резания перемещается по всей
ширине шевера, что обеспечивает равномерное изнашивание и повышенную стойкость
шевера по сравнению с шевером, применяемым при параллельном шевинговании.
Другим преимуществом диагонального шевингования по сравнению с параллельным
является сокращение длины подачи стола, что позволяет повысить производительность
станка до 50%. Длина подачи стола
,
Увеличение расчетного пути подачи стола на один модуль необходимо для
врезания шевера. Так как ширина шевера зависит от ширины зубчатого венца
колеса, то диагональное шевингование экономически выгодно применять для колес
с шириной венца не более 50 мм.
Диагональное шевингование широко применяют в серийном и массовом производствах.
При тангенциальном (касательном) шевинговании продольная подача
отсутствует, имеется лишь подача 3 на глубину перпендикулярно оси колеса 1
(рис. 204, в). Ширина шевера 2 больше, чем ширина зубчатого венца колеса.
Чтобы заменить продольную подачу при снятии стружки, режущие зубцы шевера
смещают относительно торца шевера по винтовой линии. Тангенциальное
шевингование обычно выполняют за один двойной ход при постоянном межосевом
расстоянии. Длина подачи стола L=b tgγ.
Тангенциальный метод шевингования более производителен, чем
перечисленные ранее; параметр шероховатости поверхности несколько выше. Этот
метод обычно применяют для шевингования узких зубчатых венцов и блочных колес с
закрытыми венцами.
При врезном шевинговании подача вдоль оси колеса 1 отсутствует; шевер 2
перемещается к заготовке радиально (рис. 204, г). Ширина шевера
больше ширины зубчатого венца колеса. Всю поверхность зуба колеса обрабатывают
одновременно, для чего зубья шевера в продольном направлении имеют вогнутость.
Режущие зубцы расположены по винтовой линии. Этот метод применяют в массовом
производстве для шевингования зубчатых колес с шириной венца до 40 мм и модулем до 5 мм. Производительность в 2 —
4 раза выше, чем при диагональном шевинговании.
При шевинговании с черновой и чистовой подачами первые несколько ходов
стола с помощью специального приспособления, установленного на столе,
совершаются при подаче, в 1,5—2 раза большей (черновая подача), чем на
последующих ходах (чистовая подача). При черновой подаче частота вращения
меньше, чем при чистовой. Вертикальная подача имеет наибольшее значение при
первом ходе; затем ее постепенно уменьшают. Шевингование с черновой и чистовой
подачами позволяет сократить время обработки на 25% и увеличить период
стойкости шевера приблизительно на 25%. Этот вид обработки применяют при параллельном
и диагональном шевинговании в массовом и единичном производстве. Наибольшая
эффективность достигается после зубофрезерования с большими подачами
(зубофрезерование за два рабочих хода) и при обработке зубчатых колес с
широкими венцами.
Зубчатые колеса внутреннего зацепления шевингуют на специальных станках
или на шевинговальных станках для колес с внешним зацеплением, имеющих
приспособление для внутреннего шевингования. Колеса с шириной зубчатого венца
свыше 20 мм
обрабатывают методом параллельного шевингования. Цикл работы станка аналогичен
циклу шевингования колес с внешним зацеплением. Угол скрещивания осей — около
3°. Зубья шевера имеют небольшую бочкообразность, чтобы избежать интерференции
с зубьями обрабатываемого колеса. Зубчатые колеса, имеющие ширину венца менее 20 мм, или со ступицей,
ограничивающей возвратно-поступательное движение, обрабатывают врезным
шевингованием. Шевер шире зубчатого венца колеса. Режущие зубцы расположены по
винтовой линии. В продольном направлении зубья шевера имеют вогнутость.
Угол скрещивания осей шевера и колеса определяется как сумма углов
наклона линий зуба колеса и шевера при одинаковых их направлениях и как
разность при различных направлениях. Для обработки сталей принимают
оптимальный угол скрещивания γ = 10 ÷ 15°, а чугуна и пластмассы —
до γ = 20°. При шевинговании колес внутреннего зацепления угол
скрещивания уменьшают до γ = 3°. С возрастанием угла скрещивания осей
съем стружки увеличивается, но уменьшается зона контакта между зубьями шевера и
обрабатываемого колеса, что снижает направляющее действие шевера и точность
обработки. И, наоборот, при уменьшении угла скрещивания зона контакта и
направляющее действие шевера увеличиваются, условия резания становятся хуже.
При нулевом угле скрещивания резания практически не происходит.
Бочкообразная форма придается зубьям для предотвращения концентрации
нагрузки на их концах. Выпуклость зависит от условий работы передачи и обычно
составляет 0,0075—0,015 мм на одну сторону на 25 мм длины зуба. При
параллельном и диагональном шевинговании с утлом диагонали до 60º
бочкообразная форма зуба выполняется на шевинговальном станке путем качания
стола во время его возвратно-поступательного движения. Качание стола вызывает
более глубокое врезание зубьев шевера на концах зубьев колеса, чем в середине
венца, постепенно уменьшая толщину зуба от середины к торцам. При диагональном
с углом диагонали 60-90°, тангенциальном и врезном шевинговании бочкообразная
форма зуба выполняется шевером, у которого зубья в продольном направлении
имеют вогнутость.
При шевинговании рекомендуются следующие припуски по толщине зуба:
Модуль,
мм
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Припуск,
мм
|
0,05
|
0,06
|
0,07
|
0,08
|
Модуль,
мм
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Припуск,
мм
|
0,09
|
0,10
|
0,11
|
0,12
|
Чрезмерный припуск на шевингование снижает точность, стойкость
инструмента и увеличивает время шевингования. Когда зубофре-зерование
производят на повышенных подачах, например, методом за два рабочих хода,
припуск несколько увеличивают. Шевингование с уменьшенным припуском возможно
при высокой точности обработки зубчатых колес до шевингования и более строгом
контроле качества. Число ходов стола зависит от требуемого качества обработки
и определяется как частное от деления значения припуска в радиальном
направлении на радиальную подачу. Дополнительно осуществляют два — четыре
калибрующих хода без радиальной подачи. Практически суммарное число ходов стола
шесть — десять. При большем числе ходов стойкость шевера уменьшается. Припуск
в радиальном направлении при измерении в плотном зацеплении с измерительным
колесом
,
где Δh — припуск по толщине зуба; а — угол профиля зуба.
Окружную скорость резания шевера выбирают в зависимости от
обрабатываемого материала, его твердости, требуемого параметра шероховатости
поверхности зубьев и размеров колеса. Наибольшая стойкость шеверов из быстрорежущей
стали достигается при скорости резания v0 = 120
м/мин. Частота вращения шевера (об/мин)
.
Частота вращения обрабатываемого колеса (об/мин)
,
где zш и z — соответственно число зубьев шевера и
обрабатываемого колеса.
Продольная подача sпр = 0,05 ÷ 0,5 мм/об. Хорошие результаты
достигаются при sпр = 0,25 мм/об. Минутная подача стола (мм/мин)
,
С увеличением продольной подачи параметр шероховатости поверхности
повышается и точность зубьев снижается.
При параллельном и диагональном шевинговании радиальная подача sp = 0,02 ÷ 0,06 мм на ход стола. Для
чистовой обработки принимают меньшие подачи, а для черновой — большие.
Шевингование производят со встречной и попутной подачами. При обработке материала с хорошей
обрабатываемостью целесообразно применять встречное шевингование, которое
осуществляется в направлении от обработанной поверхности к необработанной.
Зубья колес перед шевингованием следует обрабатывать модифицированными
червячными фрезами или долбяками. Утолщения — усики на головке зуба
инструмента служат для подрезки профиля в ножке зуба обрабатываемого колеса, с
тем чтобы вершина зуба шевера свободно повертывалась во впадине зуба. В ножке
зуба инструмента делают фланкированный участок для снятия небольших фасок
(0,3—0,6 мм) на головке зуба колеса. Это препятствует образованию заусенцев в
процессе шевингования и забоин на вершине зуба при транспортировании. Чтобы не
сокращать продолжительность зацепления сопряженных колес и колеса с шевером,
фаски на вершине зубьев прямозубых цилиндрических колес делать не следует. При
шевинговании хорошо устраняются погрешности профиля (эвольвенты) зуба и в
меньшей степени — погрешности в направлении зуба, особенно на колесах с широким
зубчатым венцом, а также радиальное биение на колесах-дисках, которые
обрабатывают от отверстия. Чтобы установить деталь при зубонарезании и
шевинговании с минимальным зазором, важно обработать с высокой точностью
отверстие и посадочные места оправок или применить разжимные оправки для
беззазорного центрирования. Радиальное биение вызывает накопленную погрешность
шагов и поэтому должно быть минимальным. У колес-валов, обрабатываемых в
центрах, радиальное биение меньше. На точность шевингования влияет точность
станка и оснастки. Биение наружного диаметра инструментального шпинделя не
должно превышать 0,005-0,01
мм, его опорного торца—0,01—0,05 мм, торца шевера в сборе
— 0,010—0,015 мм, центров задней и передней бабок — 0,005—0,01 мм. Точность
изготовления и биение центрирующей шейки и опорного торца оправки должны
составлять 0,005 — 0,01 мм.
В табл. 24 приведены средние допустимые отклонения зубчатых колес автомобилей,
которые могут быть увеличены или уменьшены в зависимости от требований,
предъявляемых к зубчатым передачам.
Холодное прикатывание зубьев, так же как и шевингование, предназначено для чистовой
обработки зубьев цилиндрических зубчатых колес внешнего зацепления с модулем до
4 мм и
диаметром до 150 мм.
В отличие от шевингования, окончательная обработка профиля зубьев
осуществляется без снятия стружки путем пластического деформирования металла в
холодном состоянии. В процессе прикатывания, обычно двумя накатниками,
выполненными в виде зубчатых колес, обкатывают заготовку с предварительно
обработанными зубьями, расположенными на параллельных осях. Вращающийся
накатник, перемещаясь к заготовке, при достижении беззазорного зацепления
начинает процесс прикатки под определенной силой. Расстояние между осями
накатника и детали постепенно уменьшается до получения требуемого размера
зубьев колеса. Во время прикатывания на зубьях обрабатываемого колеса и
накатника имеет место взаимное скольжение, которое вызывает на сторонах зубьев
колеса сдвиг металла. По опыту ЗИЛа обработка цилиндрического колеса (z = 26; mn = 2,54 мм; β =
39º31') на прикатном автомате с двумя накатниками по сравнению с шевингованием
позволила увеличить производительность в 4—5 раз, уменьшить параметр
шероховатости поверхности на профилях зубьев до Ra = 0,32 мкм, снизить уровень звукового давления на 2 —
3 дБ, повысить стабильность размеров зубчатого зацепления и качество.
Стойкость накатников составляет 274400 деталей, время прикатки колеса 14 с.
Зубья прикатанных колес во время термической обработки вследствие более
однородной структуры поверхностных слоев деформируются меньше, чем
шевингованные. Точность зубчатых колес перед прикатыванием должна быть выше, а
припуск на сторону зуба меньше, чем перед шевингованием, наполовину.
Зубохонингование применяют для чистовой отделки зубьев закаленных
цилиндрических колес внешнего и внутреннего зацепления. Хонингование зубьев
осуществляют на специальных станках. Закаленное обрабатываемое колесо
вращается в плотном зацеплении с абразивным зубчатым хоном при угле скрещивания
осей 10—15º. Поджим детали к хону осуществляется пружиной с силой 150 —
450 Н. Зубчатое колесо, кроме вращения, совершает возвратно-поступательное
движение вдоль оси. Направление вращения инструмента меняется при каждом ходе
стола. Хонингование позволяет уменьшить параметр шероховатости поверхности до Rа = 0,32 мкм, удалить забоины и заусенцы размером до 0,25 мм, снизить уровень
звукового давления на 2 — 4 дБ и повысить долговечность зубчатой передачи. В
процессе хонингования погрешности в элементах зацепления устраняются
незначительно при съеме металла порядка 0,01 — 0,03 мм на толщину зуба.
Припуск под хонингование не оставляют. Частота вращения хона 180-200 об/мин,
подача стола 180 — 210 мм/мин, число ходов стола четыре — шесть. Время хонингования
зубчатого колеса автомобиля 30—60 с. Срок службы монокорундовых хонов при
обработке зубчатых колес коробки передач автомобиля — 1500 — 3000 деталей.
Зубчатые колеса, имеющие забоины и заусенцы перед хонингованием, целесообразно
обкатывать на специальном станке или приспособлении между тремя накатниками
под нагрузкой для устранения погрешностей профиля зубьев. Забоины и заусенцы
на зубьях обрабатываемого колеса сокращают срок службы и вызывают
преждевременную поломку зубьев хона.
Зубчатые колеса высокой точности. Высокая точность цилиндрических зубчатых колес может
быть достигнута шлифованием. По сравнению с другими методами шлифование позволяет
устранить не только погрешности предварительной обработки, но и неизбежные
деформации при закалке. В табл. 25 приведены достигаемая точность и время
чистовой обработки зубчатых колес широко распространенными методами
шевингования и шлифования. По опыту станкостроительной промышленности
зубчатые колеса 3-4-й степени точности (ГОСТ 1643 — 81) можно изготовить по
следующей технологии: фрезерование зубьев под шлифование (5—6-я степень
точности); термическая обработка - цементация и закалка; шлифование баз и
предварительное шлифование зубьев (5—6-я степень точности); искусственное
старение; шлифование баз; получистовое шлифование зубьев (4—5-я степень
точности); искусственное старение; окончательное шлифование баз и других
поверхностей колеса; окончательное шлифование зубьев (3—4-я степень
точности).
Контроль. Высокое качество зубчатых колес можно обеспечить
при условии применения современных методов и средств контроля, а также
технического контроля на протяжении технологического цикла изготовления,
начиная с заготовки и кончая финишными операциями и сборкой. Для обеспечения
взаимозаменяемости и надежной работы зубчатой передачи погрешности
изготовления зубчатых колес и передач ограничены допусками, которые установлены
ГОСТ 1643 — 81. Зубчатые колеса при изготовлении проходят обычно три этапа
контроля: производственный, выборочный и приемочный.
Производственный контроль. Перед обработкой зубьев приборами контролируют поверхности
заготовок, которые используют в качестве баз. Визуально проверяют наличие
забоин и заусенцев. После фрезерования и долбления непосредственно на рабочем
месте при плотном двухпрофилъном зацеплении обрабатываемого колеса с
измерительным рабочий или наладчик проверяют размер зубьев с учетом припуска
под шевингование, колебание измерительного межосевого расстояния (МОР) за
оборот колеса и на одном зубе. Шероховатость поверхности проверяют визуально.
После шевингования, кроме размера зубьев и колебания межосевого расстояния
дополнительно проверяют форму и расположение пятна контакта, уровень звукового
давления и более тщательно шероховатость поверхности на профилях зубьев.
Производственному контролю подвергают первые два-три зубчатых колеса с каждого
станка в начале рабочей смены, после замены инструмента и подналадки станка, а
также через каждые 1 —2 ч работы станка. По результатам проверки, если это
необходимо, наладчик вносит изменения в наладку станков.
Выборочный контроль предназначен для контроля отдельных элементов
зубчатого зацепления после фрезерования, долбления, шевингования и
окончательно изготовленных зубчатых колес. Выборочный контроль осуществляет
контролер специальными приборами с записывающим устройством, установленными в
комнате, хорошо защищенной от шума, рядом с участком изготовления зубчатых
колес. В лаборатории контролируют: погрешность профиля, погрешность направления
зуба, разность шагов, радиальное биение, колебание МОР, уровень звукового
давления, пятно контакта, отклонения длины общей нормали. Основными параметрами,
которые определяют геометрию профиля зуба, являются погрешности профиля и
направления зуба. Оба эти параметра измеряют на четырех равнорасположенных по
окружности зубьях с обеих сторон профиля на одном приборе. После
зубофрезерования и зубодолбления погрешности профиля и направления зуба обычно
контролируют один раз в смену, а также после замены инструмента и наладки
станка. В процессе шевингования контроль погрешностей профиля и направления
зубьев осуществляют чаще, особенно по мере затупления шевера. Контроль
проводят в начале смены, после замены инструмента, а также каждой 100-й детали
с каждого станка. Результаты измерения контролер вносит в таблицу для каждого
станка, что позволяет постоянно анализировать его работу. Пятно контакта и уровень
звукового давления после шевингования проверяют у тех же зубчатых колес, у
которых измеряли профиль и направление зуба. Разность шагов, радиальное биение
и отклонение длины общей нормали контролируют по мере необходимости. Для
контроля деформации в процессе термической обработки измеряют два зуба,
расположенных под углом 180°. Погрешность профиля зуба измеряют в трех сечениях
по длине зуба (середине и двух крайних), а погрешность направления — в трех
сечениях по высоте (середине, головке и ножке).
Приемочный контроль осуществляют после термической обработки и шлифования
баз. На этой стадии у каждого колеса проверяют базы (отверстия, торцы и шейки)
после шлифования и параметры зубьев. Выбор основных контролируемых параметров
зубчатого зацепления и средств для контроля определяет завод-изготовитель
зубчатых колес. Например, у зубчатых передач лаковых автомобилей основным
параметром оценки качества является плавность зацепления, у зубчатых передач
грузовых автомобилей — форма и расположение пятна контакта, у зубчатых передач
автобусов — плавность зацепления и пятно контакта. Перед сборкой зубчатые
передачи легковых автомобилей подбирают в пары (комплекты) по плавности
зацепления, боковому зазору и пятну контакта на контрольно-обкатном станке.
Зубчатые колеса для грузовых автомобилей контролируют также на контрольно-обкатном
станке с отобранным на производстве сопряженным колесом (срок службы которого
800—1000 деталей), после чего его заменяют новым, а использованное колесо
отправляют на сборку. Погрешности профиля и направления зуба, а также разность
шагов контролируют на отдельных приборах у 2—5% колес из общего выпуска.
Зубчатые колеса в приборостроении, работающие с минимальным боковым зазором,
изготовляют с жесткими допусками по отклонению шага зубьев и биению зубчатого
венца. Для колес обычной точности при малом выпуске комплексный двухпрофильный
контроль является достаточным средством проверки качества.