Рабочий цикл шлифования. Обработка на круглошлифовальных
станках ведется методом многопроходного шлифования, когда за каждый оборот
обрабатываемой детали снимается определенный припуск. Снимаемый припуск за
каждый оборот детали или глубина Т срезаемого слоя не остаются постоянными, они
изменяются на протяжении всей операции и определяют структуру рабочего цикла
шлифования.
Типовая схема рабочего цикла шлифования состоит из четырех этапов:
врезания, чернового съема, чистового съема и выхаживания (рис. 229). Этап τ1
врезания характеризуется ускоренной поперечной подачей шлифовального круга,
вызывающей непрерывное увеличение глубины t срезаемого слоя
в результате нарастания упругого натяга в технологической системе. При
достижении заданного максимального значения t поперечную
подачу круга замедляют. Глубина срезаемого слоя стабилизируется, и начинается
этап τ2 чернового съема, во время которого удаляется до 60-70%
общего припуска. Перед началом третьего этапа τ3 поперечная
подача круга снова снижается, и чистовой съем металла протекает при непрерывно
уменьшающейся глубине t, способствующей
повышению точности шлифуемой поверхности. На этапе τ4
выхаживания поперечная подача круга прекращается, глубина t быстро
уменьшается, достигая минимального значения. На этом этапе окончательно
формируется качество шлифуемой поверхности. Таким образом, изменяя глубину t срезаемого
слоя, удается за одну операцию снять неограниченный припуск, устранить
погрешности предшествующей обработки и обеспечить заданные требования точности
и параметр шероховатости поверхности.
В тех случаях, когда детали поступают на шлифование с большим
колебанием припуска, целесообразно в рабочий цикл вводить принудительное
прекращение поперечной подачи круга после окончания этапа чернового съема. Этим
достигается уменьшение упругих отжатий в
технологической системе перед началом чистового съема, благодаря чему стабилизируются
условия завершающего этапа обработки, повышается качество шлифуемых деталей в
поточном производстве. Этой же цели служит введение в механизм подачи станка
адаптивной системы управления врезанием и черновой подачей круга по заданной
мощности резания.
При круглом шлифовании шатунных шеек коленчатого вала
за одну операцию снимают припуск до 1,0—1,5 мм на диаметр; при этом отклонение
формы уменьшается с 0,3—0,5 мм до 10 мкм, снижается параметр шероховатости
поверхности с Ra = 10 ÷ 20 мкм до Ra = 0,63 ÷
1,25 мкм, повышается точность с 0,2—0,3 мм до 25 мкм.
Для расширения технологических возможностей шлифования в некоторых
случаях целесообразно формировать рабочий цикл не только путем распределения
припуска и поперечных подач, но также и варьированием частоты вращения
шлифовального круга и обрабатываемой детали на этапах чернового и чистового
съема. Примером эффективности подобного цикла может служить шлифование кулачков
распределительного вала. При профильном шлифовании кулачков максимальную
частоту вращения детали ограничивают 45 об/мин, чтобы избежать искажения профиля кулачка. В свою
очередь, замедленное вращение детали вынуждает ограничивать скорость круга 35
м/с и уменьшать поперечную подачу, чтобы не вызвать шлифовочных
прижогов и снижения твердости кулачков. В новых
станках частота вращения детали и скорость круга на этапе чернового съема увеличена
в 2 раза (vк = 60 м/с; nизд = 90 об/мин), благодаря чему значительно возросла
поперечная подача и сократилось время снятия основного припуска. На этапах
чистового съема и выхаживания, когда окончательно формируется профиль и
качество рабочей поверхности кулачка, частота вращения детали и скорость круга
уменьшаются в 2 раза.
Различают обдирочное, предварительное, окончательное и тонкое
шлифование. При обдирочном шлифовании (без предварительной токарной операции)
снимается увеличенный припуск от 1 мм и более на диаметр. Обдирочное
шлифование целесообразно выполнять при vк = 50 —
60 м/с.
В отличие от токарной обработки, обдирочное шлифование обеспечивает
более высокую точность обработки (8—9-го квалитета) и шероховатость
поверхности Ra = 2,5 — 5,0 мкм, не требует последующего предварительного
шлифования Его целесообразно применять при наличии точных заготовок или заготовок,
имеющих плохую обрабатываемость лезвийным инструментом
Предварительное шлифование выполняют после токарной обработки при vк = 40—60
м/с. Предварительное шлифование часто выполняют до термической обработки в
качестве промежуточной операции для подготовки поверхности к окончательной
обработке. На операциях предварительного шлифования достигается точность
6—9-го квалитета и шероховатость поверхности Ra = 1,2— 2,5 мкм.
Окончательным шлифованием достигается точность 5 —6-го квалитета и
шероховатость поверхности Ra = 0,2— 1,2 мкм. Наиболее часто vк = 35 —
40 м/с.
Тонкое шлифование применяют главным образом для достижения шероховатости
поверхности Ra = 0,025 — 0,1 мкм. Для него требуется
очень хорошая предварительная подготовка, так как снимаемый припуск при тонком
шлифовании не превышает 0,05—0,1 мм на диаметр. Тонкое шлифование можно осуществлять
на прецизионных станках специальными кругами, оно экономически целесообразно
лишь в условиях единичного и мелкосерийного производства.
Рекомендуемые припуски на круглое шлифование приведены в табл. 50.
Методы шлифования. На круглошлифовальных
станках осуществляют продольное и врезное шлифование (табл. 51).
Метод продольного шлифования более универсальный, чем метод врезного
шлифования. Он не требует специальной наладки, одним шлифовальным кругом
можно обработать поверхности разной длины. При продольном шлифовании круг
изнашивается более равномерно и заметно не влияет на отклонение от цилиндричности шлифуемой поверхности, в этом случае
применяют более мягкие круги, работающие в режиме самозатачивания, которые не требуют
частой правки и обладают повышенной режущей способностью. При продольном
шлифовании достигаются наименьшие параметры шероховатости, минимальное
тепловыделение и лучшее качество шлифуемой поверхности. Применяют этот метод
при обработке цилиндрических поверхностей значительной длины (свыше 50 мм).
При врезном шлифовании одновременно обрабатывается вся шлифуемая
поверхность. Этот метод более производительный, для его осуществления применяют
более широкие круги и станки повышенной мощности и жесткости. Износ круга
непосредственно влияет на точность шлифуемой поверхности. Поэтому при врезном
шлифовании выбирают круг повышенной твердости, который быстрее затупляется и
требует более частой принудительной правки.
Врезное шлифование применяют при обработке коротких шеек,
поверхностей, ограниченных буртами, ступенчатых и фасонных поверхностей, а
также при необходимости одновременного шлифования шейки и торца. Врезное
шлифование наиболее целесообразно применять в серийном и массовом производстве.
Установка обрабатываемой детали. В табл. 52 приведены основные схемы установки обрабатываемых
деталей на кругло шлифовальных станках. Точность установки детали зависит от
точности формы и положения опорных центров станка и несущих поверхностей центровых
отверстий детали.
При несовмещении осей конусов и погрешностях
их формы неизбежно возникает неполное прилегание несущих поверхностей отверстий
детали к упорным центрам станка (рис. 230), что приводит к погрешностям формы
обрабатываемых поверхностей.
Для сплошных и полых деталей с отверстием менее 15 мм применяют острые
центры. При неподвижных центрах обеспечивается более высокая точность
шлифования. Поэтому во вращающихся центрах обрабатывают только тяжелые детали
и детали с осевыми отверстиями, имеющими узкие центровые фаски. Для уменьшения
изнашивания центров необходимо, чтобы они были твердосплавными.
Детали с допуском базовых отверстий 0,015—0,03 мм шлифуют на жестких
оправках, а с допуском более 0,03 мм — на разжимных оправках.
В случае базирования по отверстию и торцу применяют жесткие оправки с
упором в торец.
Уменьшить отклонение от соосности можно
применением оправки с небольшой конусностью (0,01—0.015 мм на 100 мм длины).
Высокая точность обработки по диаметру и допуску концентричности достигается
использованием мембранных патронов (рис. 231). На планшайбе 3 закреплен мембранный
диск 4 с кулачками 5. При движении штока 1 от патрона к шпинделю 2 мембранный
диск прогибается и кулачки сближаются. После установки обрабатываемой детали 6
на кулачки 5 шток возвращается в исходное положение, и в результате упругости
мембранного диска кулачки зажимают обрабатываемую деталь.
При обработке длинных и гонких деталей нужна дополнительная опора в
виде люнета. Применяют двух- и трехопорные люнеты. Двухопорный люнет устанавливают непосредственно в зоне
шлифуемой поверхности, а трехопорный — для создания
центрирующей опоры по ранее шлифованной базе. В двухопорном
люнете (рис. 232) опорные колодки 6 и 8 расположены по направлению действия
горизонтальной и вертикальной составляющих силы шлифования. По мере уменьшения
диаметра обрабатываемой шейки в процессе шлифования опорные колодки непрерывно
подводят до касания с поверхностью шейки. Сначала поджимают вертикальную
колодку 8, а затем горизонтальную 6. Особенно точно регулируют горизонтальную
колодку, так как в основном от нее зависит точность обработки. Чтобы в
процессе регулирования не допускать пережима обрабатываемого вала опорными
колодками, имеются упорные кольца 2 и 5, которые устанавливают по размеру
шлифованной шейки. При последующем шлифовании однотипных деталей кольца ограничивают
перемещение опорных колодок.
В массовом производстве используют следящие люнеты (рис. 233). По мере
удаления припуска и уменьшения размера шейки опорные колодки автоматически
следуют за обрабатываемой поверхностью под действием пружины 2 и клина 3. В
связи с малым углом конуса клиновой механизм замыкает кинематическую цепь и
препятствует отжиму колодок 1. Отвод колодок в исходное положение
осуществляется штоком 4 гидропривода. Сила поджима колодок 1 к шлифуемой шейке
регулируется. Следящий люнет предотвращает прогибание
вала, обеспечивает постоянное положение геометрической оси, сокращает время
настройки и позволяет автоматизировать процесс шлифования длинных валов. При
обработке деталей диаметром 25 мм на каждые 250 мм длины обрабатываемой
поверхности нужно устанавливать один люнет, С уменьшением диаметра и жесткости
детали увеличивается число необходимых люнетов.
Трехопорный
люнет имеет три индивидуально регулируемые опоры, расположенные по вершинам
равнобедренного треугольника. Верхняя опора смонтирована на шарнирной консоли и
может раскрываться при установке или снятии детали. Такие люнеты чаще используют
для длинных деталей, закрепленных только с одного конца и требующих дополнительной
опоры, которая не может быть обеспечена центром задней бабки (например, когда
деталь с другой стороны не имеет центровочного отверстия или когда на конце
вала должен быть доступ для шлифования торца или отверстия).
Подготовка шлифовальных кругов. Крепление кругов должно быть надежным
и не должно создавать в круге внутренних напряжений. Для равномерного зажима
между кругом и зажимными фланцами устанавливают кольцевые прокладки толщиной
0,5 — 3,0 мм из кожи, войлока, резины или картона.
Новые абразивные круги подвергают двукратной балансировке в сборе с
фланцами. После предварительной
балансировки круг устанавливают
на шлифовальный станок, предварительно правят и снова снимают для окончательной
балансировки. Простоев станка, вызванных повторной балансировкой, можно
избежать предварительной правкой круга на специальной установке вне станка
(рис. 234).
Подлежащий правке круг 2 в сборе с фланцами помещают на шпинделе бабки
3. Три суппорта несут шлифовальные головки с правящими кругами 1, 4 и 5 из
карбида кремния. Круг 2 правится по периферии и двум торцам, Бабка 3 имеет
поворотные салазки для правки конических поверхностей, Для установки фланцев
разных конструкций служит набор переходных втулок. Головки представляют собой
автономные узлы с индивидуальными электроприводами,
Дисбаланс, появляющийся в связи с неоднородностью абразивных кругов,
по мере уменьшения их диаметров устраняют балансировкой на ходу
непосредственно на шлифовальном станке.
Наиболее универсальным является способ статической балансировки (рис.
235) в динамическом режиме с помощью стробоскопического прибора.
Измерительный датчик 4, установленный на наиболее чувствительном узле
шлифовальной бабки, воспринимает вибрации, вызванные неуравновешенностью круга,
преобразует их в электрические сигналы и передает в электронный блок 6, в
котором они фильтруются, усиливаются и передаются на стробоскопическую лампу 2.
Лампа периодически синхронно с вибрациями включается и освещает наиболее
легкий участок вращающегося круга 7. На зажимном фланце нанесено цифровое
табло 5. Стробоскопический эффект создает видимость неподвижности круга и
позволяет по цифровому табло определить расположение его наиболее легкого
участка, а индикатор 1 указывает значение дисбаланса. Поворотом сухарей 3
устраняют дисбаланс круга.
Методы правки шлифовальных кругов. Правкой восстанавливают режущую способность, форму и
микропрофиль рабочей поверхности круга. Точность
формы круга определяется главным образом износостойкостью правящего
инструмента. Рельеф режущей поверхности зависит от типа правящего инструмента
и режимов правки, особенно продольной подачи sпр. В
зависимости от sпр,
при правке съем металла изменяется в 2 — 3 раза.
На стойкость правящего инструмента влияет скорость правки. Применяют
три схемы правки: обтачиванием, обкатыванием и
шлифованием.
При правке обтачиванием правящий инструмент выполняет
роль резца. Скорость правки равна скорости вращения шлифовального
круга. Правка обтачиванием, будучи наиболее простой и надежной, вместе с тем
вызывает наибольший износ правящего инструмента. Этим требованиям может
удовлетворять лишь алмазный инструмент, обладающий наибольшей
износостойкостью. Обтачивание применяют главным образом для автоматической и
профильной правки, а также для кругов, используемых при шлифовании с достижением
точности 5-го квалитета и параметра шероховатости поверхности Ra =0,4
мкм. Инструментом при правке обтачиванием служат; алмазные карандаши (ГОСТ 607—
80); алмазы в оправах (ГОСТ
22908-78); алмазные инструменты, режущая
часть которых шлифуется с получением определенной формы: резцы, иглы, гребенки
(ГОСТ 17564-72, ГОСТ 17368-79 и др.).
Простота конструкции, жесткость, использование недорогих алмазов,
возможность осуществления правки до полного износа алмазных зерен, малая
чувствительность к изменениям условий правки предельно упрощают эксплуатацию
алмазных карандашей. Поэтому карандаши целесообразно применять на всех
операциях шлифования.
Алмазы в оправах имеют более острые ориентированные режущие кромки.
Поэтому инструмент работает с меньшими силами, что важно при правке кругов на вулканитовой связке, резьбошлифовании
(однониточным кругом), шлицешлифовании, зубошлифовании и в других случаях, когда необходимо получить
острые тонкие режущие кромки, или уменьшить упругие отжатия
круга на вулканитовой связке в процессе его правки.
Для рационального использования алмазов необходимо переставлять зерна новой
острой вершиной вверх, когда площадь износа достигает 1-2 мм2.
У ограненных алмазных инструментов создают режущие кромки,
ориентированные по направлению наибольшей твердости. Этот инструмент необходим
для образования сложных профилей и одновременной правки периферийных и торцовых
поверхностей по копиру.
В массовом производстве находят применение алмазные гребенки, в
которых алмазы закреплены в виде удлиненных пластин. Алмазные гребенки
обеспечивают высокую точность автоматической правки и имеют стойкость в 10—15
раз более высокую, чем однокристальный инструмент.
Правку обкатыванием осуществляют правящими
дисками, получающими вращение от контакта образующей со шлифовальным кругом. Обкатывание со скоростью до 5 м/с
способствует наименьшему износу правящего инструмента.
Для правки применяют металлические и твердосплавные диски.
Правку обкатыванием используют также для
накатки резьбовых и фасонных поверхностей на шлифовальном круге. В процессе накатки
скорость шлифовального круга снижается до 1—2 м/с.
Правку шлифованием осуществляют принудительным вращением правящего
диска от привода передней бабки станка или индивидуального электропривода.
Этот метод правки применим лишь для алмазных роликов и крупногабаритных
карбидокремниевых кругов очень высокой твердости. Многолезвийный вращающийся
инструмент имеет уменьшенный износ, повышает точность и однородность правки.
Алмазный ролик вследствие чрезвычайно малого износа осуществляет до 50
тыс. правок, упрощает наладку и обеспечивает однородность качества деталей в
условиях массового производства.
Правку кругами из черного карбида кремния твердостью ЧТ и ВТ
используют преимущественно на круглошлифовальных
станках с принудительным вращением от привода передней бабки станка. В табл. 53
приведены основные схемы правки на круглошлифовальных
станках.
Методы измерения в процессе шлифования. Основные средства и схемы измерения шлифуемой
поверхности при круглом шлифовании приведены в табл.
54. Простейшим и широко применяемым является метод измерения с помощью
накидной индикаторной скобы.
Трехконтактная индикаторная скоба (рис. 236, а) имеет масляный виброизолятор
1, индикаторную державку 2 и сменную скобу 3, устанавливаемую в державке. Неподвижные
наконечники 4 и 5 сменной скобы — опорные; подвижной наконечник
б воспринимает отклонения шлифуемой шейки 8 и передает их индикатору
7. Нижний опорный наконечник 5 касается детали не в диаметральной плоскости
подвижного наконечника 6, а в точке, смещенной примерно на 15° в направлении
вращения шлифуемого вала, что делает более надежной и устойчивой посадку всей
индикаторной скобы на измеряемой шейке. Шлифовальный круг 9 огражден защитным
кожухом 10. Шарнирное соединение державки с вибро
изолятором позволяет скобе следовать за любым перемещением вала при его
шлифовании и исключает погрешности измерения. Виброизолятор
укрепляют на защитном кожухе шлифовального круга. При шлифовании напроход вала со шпоночными канавками, срезами и ни
высыпающими шейками измерение проводят в одном сечении на гладкой части шейки,
для чего виброизолятор с индикаторной скобой
укрепляют на столе или на одной из бабок станка, и он перемещается вместе с шлифуемой деталью (рис. 236,б)
При врезном шлифовании шеек разных диаметров применяют быстросменные
индикаторные скобы, каждую из которых настраивают на размер одной шейки. При
шлифовании валов со шлицами или шпоночными канавками могут быть применены
обычные трехконтактные индикаторные скобы, у которых
рабочие поверхности опор должны иметь длину не менее двойной
ширины разобщенного участка шлифуемой поверхности.
При многокруговом шлифовании нескольких шеек
индикаторные скобы устанавливают по двум крайним шейкам, размеры остальных шеек
обеспечиваются автоматически без измерения.
Интенсификация шлифования. Высокоскоростное
шлифование. На операциях со снятием большого припуска повышение скорости
круга позволяет пропорционально увеличить минутный съем металла при сохранении
стойкости круга и параметров шероховатости шлифованной поверхности На операциях окончательного шлифования, когда необходимо
повысить качество обрабатываемой поверхности, увеличение скорости круга не
должно сопровождаться ростом поперечной подачи (минутного съема металла) В этом
случае высокоскоростное шлифование
позволяет уменьшить параметры шероховатости поверхности, повысить точность
обработки путем снижения силы резания и износа круга, а также увеличить
производительность с помощью уменьшения числа правок круга, сокращения времени
выхаживания и увеличения обшей стойкости круга На
современных круглошлифовальных станках скорость крyгa может
быть увеличена до 50 — 60 м/с.
При шлифовании кольцевых канавок (рис, 237) со скоростью vк = 60 м/с
вместо vк = 35 м/с значительно увеличивается кромко-стойкость
круга, повышается точность и снижаются параметры шероховатости. При увеличении
поперечной подачи и сокращении времени правки круга алмазным роликом производительность
возрастает в 2 раза.
В основе обдирочного шлифования
лежит увеличение минутной поперечной или продольной подачи за один оборот
шлифовального круга. Оно эффективно при обдирке отливок, поковок, абразивной
отрезке, снятии обезуглероженного слоя на прутках перед калиброванием,
обработке плоских поверхностей на корпусных чугунных отливках, в отделениях
затачивания для снятия изношенных или выкрошенных участков режущего инструмента.
Часто обдирочное шлифование сопровождается одновременным повышением скорости
круга до 50 — 80 м/с в целях
повышения интенсивности съема металла и уменьшения расхода кругов.
Эффективность обдирочного шлифования на высокой скорости резания
подтверждает абразивная отрезка заготовок из быстрорежущих сталей. Штанговый и прутковый материал диаметром 20-120 мм отрезается на
шлифовально-отрезном станке 8252 при скорости круга 80 м/с. Абразивные
отрезные круги диаметром 500 мм и шириной 4,5 мм работают с поперечной подачей
круга 500— 750 мм/мин. Для отрезки штанги диаметром 75 мм из быстрорежущей
стали на кругло-пильном станке требуется 8 — 11 мин; скоростная
абразивная отрезка той же заготовки не превышает 13 — 14 с, кроме того сокращается отход металла в стружку вследствие уменьшения
отрезаемой ширины с 6,5 мм при кругло-пильном инструменте до 4,5 мм на абразивно-отрезном
станке. Скоростная абразивная отрезка обеспечивает более низкий параметр шероховатости
и отсутствие заусенцев на плоскости среза.
Глубинное шлифование предусматривает применение больших глубин резания
и медленной «ползучей» подачи. При этом значительно меньше ощущается влияние
исходных погрешностей формы и колебания припуска на результаты обработки.
Поэтому глубинное шлифование применяют для обработки заготовок без
предварительной лезвийной обработки, например для шлифования спиральных канавок
на сверлах диаметром 4,5—10 мм и пазов по целому.
Совмещенное шлифование широкими кругами применяют для одновременной
обработки нескольких шеек и прилегающих к ним торцов на торцекруглошлифовалъных
станках. Угол наклона оси круга 8 — 45°. С возрастанием припуска и высоты
шлифуемых торцов угол наклона круга увеличивают, чтобы создать условия
шлифования торцов периферией круга с меньшим тепловыделением. При использовании
автоматической угловой подачи круга, перпендикулярной его оси, угол наклона круга
чаще выбирают 26,6° или 45º, чтобы составляющие угловой подачи по торцу и
шейке находились в соотношении 1:2 или 1:1. Для уменьшения снимаемого припуска
по торцам важное значение имеет осевая ориентация детали
относительно круга. Обычно обрабатываемую деталь ориентируют по одному из наиболее
трудношлифуемых торцов, чтобы припуск по этому торцу
был наименьшим. Осевая ориентация на станке осуществляется с помощью осевого
локатора. Для этой цели обрабатываемая деталь после установки в центрах перемещается
продольно до упора базового торца в локатор, положение которого согласовано с
положением торца шлифовального круга.
При профильной правке шлифовального круга формируется режущая
поверхность круга и достигаются определенная точность
и взаимное расположение шлифуемых поверхностей. Профилирование круга
достигается правкой однокристальным алмазом по копиру или фасонным алмазным
роликом.
При копирной правке регулированием профиля и
положения копира можно получать размеры одновременно шлифуемых поверхностей в
соответствии с требованиями чертежа, компенсировать упругие отжатая
технологической системы и другие погрешности, вызванные неравномерным
распределением припуска и неоднородностью режущих свойств шлифовального круга.
Примером совмещенного шлифования с применением копирной
правки является одновременное шлифование трех шеек и одного прилегающего торца
поворотного кулака автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 238). Технологические особенности
данной операции состоят в том, что крайние обрабатываемые шейки разнесены на 70
мм друг от друга и при этом необходимо обеспечить
точность шейки с допуском 17 мкм и параметр шероховатости поверхности Ra =0,6
мкм для детали из незакаленной стали 40Х в условиях поточной обработки в
автоматической линии. Для выполнения этих требований необходима прецизионная
правка кругов с минимальными упругими отжатиями в правящем копирном
устройстве; шлифование осуществляют при сравнительно невысокой интенсивности
резания, чтобы сохранять возможно дольше микрорельеф режущей поверхности и
профиль режущей кромки, а также не вызывать значительных отжатий
в технологической системе. Этим можно объяснить что, несмотря на хорошую подготовку
детали до шлифования и снятие сравнительно малых припусков (0,4—0,3 мм на диаметр),
шлифование ведется при черновой подаче 0,8 мм/мин и чистовой подаче 0,2
мм/мин. Время рабочего цикла составляет 50 с. Стойкость
круга между правками — 30 деталей. Совмещенное шлифование поворотных кулаков
на низких подачах обеспечивает длительную эксплуатацию кругов. Один комплект
кругов работает шесть месяцев и обрабатывает 50 — 55 тыс. деталей. Этот пример
показывает, что совмещенное шлифование прецизионных поверхностей на низких
подачах с удлиненным циклом обработки полностью компенсируется высокой
надежностью технологического процесса и отсутствием длительных простоев
станка на смену кругов и подналадки.
Недостатком однокристальной копирной правки
широких кругов является значительное время правки круга, которое достигает
10—15% рабочего времени станка, а также влияние износа и затупления
однокристального алмаза на качество шлифования. По этой причине в некоторых
новых конструкциях станков для совмещенного шлифования применены алмазные
ролики (профиль которых соответствует профилю шлифуемой поверхности), которые
в процессе правки методом врезания формируют заданный профиль шлифовального
круга. В этом случае время правки в малой степени зависит от ширины шлифовального
круга и уменьшаются на 3 — 5 % простои станка на
правку. В некоторых случаях правка роликом по времени совмещается со сменой
обрабатываемой детали и не вызывает длительного простоя станка. Преимуществом
правки роликами является стабильность качества обработки за период стойкости
ролика из-за исключительно малого износа и усреднения качества правки большим
числом одновременно работающих алмазных правящих зерен. Наибольшая
эффективность правки алмазными роликами проявляется при совмещенном
шлифовании нескольких поверхностей профильным кругом. В этом случае алмазный
ролик обеспечивает необходимые размеры и положение шлифуемых поверхностей без
участия и влияния оператора, поддерживает условия «вечной» наладки с высокой
надежностью получения заданных параметров качества обработки.
Эффективность совмещенного шлифования широкими кругами подтверждается
примером шлифования шеек и торцов вала коробки передач автомобиля ЗИЛ-130
(рис. 239). На первом станке три прилегающие друг к другу шейки и торец (рис.
239, А) вторичного вала коробки передач шлифуются одновременно широким
профильным кругом. Опорный торец, прилегающий к этой шейке, используется для
осевой установки вала по локатору. Этим обеспечивается наименьший припуск по
горцу и соблюдение осевых размеров шеек.
На втором станке применена двухкруговая наладка, состоящая из одного
широкого профилированного круга для одновременного шлифования двух шеек и
узкого круга для совмещенного шлифования шейки и торца (рис. 239, Б) Рабочий цикл шлифования осуществляется при трек подачах.
При черновой подаче 1,2 мм/мин снимается 65% припуска; при получистовой подаче
0,4 мм/мин снимается 25% припуска; на долю чистовой подачи 0,1 мм/мин
приходится 10% общего припуска. Чтобы уменьшить упругие отжатия
в технологической системе и ослабить влияние износа и разных скоростей резания
на участках наибольшего и наименьшего диаметра круга, необходимо поддерживать
высокие режущие свойства кругов и чаще править круг. Поэтому период стойкости
между правками выбран сравнительно небольшим (10—15
деталей). Практически принудительная автоматическая правка включается после 15
мин работы станка. Однако время правки алмазным роликом составляет всего 30 с. По времени правка совмещается
со сменой обрабатываемых деталей и поэтому почти не вызывает дополнительного
простоя станка.
Правящий алмазный ролик имеет принудительное встречное вращение со
скоростью 60 м/мин. Общая стойкость ролика составляет 6 — 8 месяцев работы. Так
как в алмазном ролике изнашивание связки значительно опережает изнашивание
алмазов, периодическое наращивание связки повышает долговечность ролика в 2
раза.
Ранее выполняемое раздельное шлифование на шести станках заменено
совмещенным шлифованием шеек на двух станках и высвобождением девяти рабочих.
Точность взаимного расположения шеек увеличилась в 2 раза. Станки для
совмещенного шлифования вторичных валов полностью автоматизированы, включая
загрузку, установку, осевую локацию и зажим детали, рабочий цикл шлифования,
активный контроль, принудительную правку алмазными роликами и разгрузку после
обработки. Комплексная автоматизация операций совмещенного шлифования позволила
объединить обслуживание двух станков одним рабочим.
На третьем станке осуществляется прорезка с vк = 60 м/с
одновременно двух кольцевых канавок на закаленном валу твердостью HRC 56—62
(рис. 239, в), что позволило исключить операцию предварительного точения
канавок до термической обработки, повысить точность и снизить параметры
шероховатости поверхности шлифуемых канавок.
В качестве примера многокругового шлифования
можно привести одновременное шлифование шеек коленчатого и распределительного
вала автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 240). Технологическая особенность данной операции
состоит в том, что разными кругами, работающими в одном автоматическом цикле,
необходимо обработать шейки, расположенные но всему
валу длиной 800 мм, с колебанием припуска на шлифование 0,5 мм на диаметр к
получить на всех обрабатываемых шейках точность 20 мкм, отклонение от соосности всех шеек 5 мкм и параметр шероховатости
поверхности Ra = 0,32 ÷ 0,63 мкм. Для этой цели применяют
станки повышенной жесткости с двухопорным креплением
шпинделя и прямым расположением шлифовальных кругов. В отличие от станков
консольного исполнения, у которых шпиндель жестко закреплен на опорах
шлифовальной бабки и установка кругов происходит непосредственно на шпинделе
станка, на двухопорных станках шпиндель с набором
кругов представляет собой автономный съемный узел, благодаря чему установка и
балансировка кругов происходит вне станка на запасном шпинделе. Съемный двухопорный шпиндель станка имеет массивный неподвижный
вал, на подшипниках качения которого вращается гильза, несущая шлифовальные
круги. Расстояние между кругами в общем наборе регулируется промежуточными
кольцами.
Для многокруговых наладок с общей длиной
шлифуемых поверхностей свыше 500 мм прецизионные круги изготовляют и поставляют
комплектами. На каждом круге, входящем в комплект, обозначены
номер комплекта и порядковый номер круга в комплекте, дисбаланс и его
расположение. В отличие от обычных операций шлифования, при которых дисбаланс
круга компенсируется перемещением балансировочных сухарей на фланцах, при многокруговой наладке балансировка осуществляется при
сборке комплекта кругов на шпинделе путем поворота каждого круга относительно
другого, с тем чтобы тяжелые части каждого круга
располагались равномерно по окружности. Например, при шестикруговой
наладке для шлифования шеек коленчатого вала каждый круг своей тяжелой частью
должен быть смещен на 60° относительно соседнего. Измерительные скобы и
средства активного контроля установлены по крайним шейкам, с тем
чтобы при наладке станка была возможность выверить параллельность стола оси
центров передней и задней бабок.
Для уменьшения упругих отжатий
шлифуемого вала на станке применен следящий люнет, подпирающий среднюю шейку.
Для стабилизации режущих свойств кругов станок имеет механизм автоматическою наращивания частоты вращения по мере
изнашивания кругов, чтобы сохранять постоянную скорость резания.
Совокупность перечисленных технических решений позволяет стабильно
обеспечить качество многокругового прецизионного
шлифования всех шеек, значительно превышающее качество раздельного шлифования.
Отклонение от соосности всех шеек при много круговом
шлифовании оказалось примерно в 3—4 раза меньше отклонения при раздельном шлифовании,
в результате чего повысилась долговечность вкладышей коренных подшипников в
автомобильных двигателях.
Схема совмещенного двустороннего шлифования цапф
картера заднего моста автомобиля ЗИЛ-130 приведена на рис. 241. Одновременно
обрабатываются восемь шеек и прилегающие к ним торцовые и галтельные
поверхности на одном торцешлифовальном станке с
автоматическим циклом шлифования и автоматической принудительной правкой
кругов алмазными роликами. Одновременная обработка позволяет также обеспечить
точное взаимное расположение этих поверхностей при оптимальных условиях работы
сильно нагруженного узла автомобиля.
Поскольку обе цапфы на разных концах картера имеют одинаковые
параметры, каждая шлифовальная бабка имеет идентичную наладку (рис. 242).
Одновременно шлифуются шейки диаметром 75-0,03-0,06
мм с галтелью R3, диаметром 85-0,075-0,040
с галтелью R8, диаметром 93+0,060+0,085
R2,5-0,3 к прилегающим торцам. Наружный
диаметр фланца 218 мм. Суммарная ширина набора кругов составляет 155 мм.
Расстояние между крайними торцами шлифуемых поверхностей 396 мм. Максимальный
диаметр круга 1060 мм. Разность диаметров наибольшего и наименьшего кругов в
наладке — 123 мм. Заданные размеры шлифуемых поверхностей обеспечиваются прибором
активного контроля по наиболее точному диаметру шейки 85 мм. Остальные размеры
обеспечиваются благодаря фасонному профилю шлифовального круга, который
формируется в процессе правки блоком алмазных фасонных роликов. Точность
взаимного расположения и размеров алмазных роликов в блоке достигает 2—3 мкм.
Круги правятся методом врезания с принудительным встречным вращением
алмазных роликов. Период стойкости кругов между правкой составляет пять —
восемь деталей. При каждой правке круга срезается слой абразива толщиной 0,05
мм. Одним комплектом кругов обрабатывается 10 тыс. деталей. Блок алмазных
роликов обеспечивает 30 — 50 тыс. правок. Каждая шлифовальная бабка работает
независимо друг от друга и после окончания обработки
по команде прибора активного контроля возвращается в исходное положение. Один
станок для совмещенного шлифования цапф картера заднего моста позволяет
заменить шесть станков раздельного шлифования.
Совмещенное шлифование можно эффективно применять даже при обработке
маложестких деталей. Например, у винта гидроусилителя
руля автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 243) одновременно шлифуются три шейки диаметрами
25-0,07-0,04; 22-0,04-0,02 и 20-0,045
мм, прилегающие фаски и торец. Общая длина шлифуемых поверхностей 172 мм.
Из-за недостаточной жесткости обрабатываемой детали поперечная подача круга
не превышает 0,4 мм/мин; доля снимаемого припуска при черновой подаче 0,4
мм/мин составляет 60%, при чистовой подаче 0,2 мм/мин — 40 %. Длительность
выхаживания 3—4 с.
Правка круга осуществляется алмазным роликом после обработки десяти
деталей. Правящий ролик имеет принудительное встречное вращение с частотой 270
об/мин. Уменьшение радиальных сил резания достигается при использовании
сравнительно мягкого круга СМ2 на керамической
связке. В качестве СОЖ применяют водную эмульсию НГЛ-205. Таким образом, за 40
с основного времени при снятии припуска 0,6 мм на диаметр окончательно
шлифуются три шейки с точностью 20 мкм и параметром шероховатости поверхности Ra =
0,6÷1,2 мкм, а также три прилегающие к шейке фаски и торец.