Технологические особенности. Отверстия в деталях на внутришлифовальных станках
обрабатывают напроход и врезанием. Способ врезания
используют при обработке коротких, фасонных и глухих отверстий, не имеющих канавок
для выхода круга. Во всех остальных случаях применяют шлифование напроход, обеспечивающее более высокую точность и меньший
параметр шероховатости поверхности.
Основные схемы внутреннего шлифования приведены на рис. 267. При
шлифовании напроход обработка, как правило, ведется в
одну операцию. В серийном и массовом производстве на внутришлифовальных
станках обеспечивается обработка с точностью 5—6-го квалитета и параметром
шероховатости поверхности Ra = 0,63 ÷ 2,5 мкм. При длительном выхаживании
достигается параметр шероховатости поверхности Ra = 0,4 мкм.
Учитывая малые жесткость шпинделя шлифовальной головки и диаметр абразивного
круга, необходимо на операциях внутреннего шлифования снимать минимальные
припуски (табл. 63). Диаметр абразивного круга выбирают наибольший, допустимый
диаметром обрабатываемого отверстия.
Диаметр
шлифуемого отверстия детали, мм
|
Отношение диаметра шлифовального круга к
диаметру отверстия детали
|
До
30
|
0,95
|
Св.
30 до 80
|
0,90
|
»
80 » 125
|
0,85-0,80
|
»
125 » 160
|
0,75
|
»
160 » 200
|
0,70
|
»
200 » 250
|
0,65
|
Высоту (ширину) круга принимают в зависимости от длины обрабатываемого
отверстия:
Длина
шлифуемой поверхности, мм
|
10
|
12
|
16
|
20
|
25
|
Высота
круга, мм
|
8
|
10
|
13
|
16
|
20
|
Длина
шлифуемой поверхности, мм
|
32
|
40
|
50
|
60
|
80
|
Высота
круга, мм
|
25
|
32
|
40
|
50
|
63
|
Для отверстий диаметром d ≤ 30 мм диаметр шлифовального круга выбирают на
1,5 — 3 мм меньше диаметра шлифуемого отверстия. Это обусловлено увеличением
режущей поверхности инструмента и стремлением применить наибольший диаметр
шпинделя. При малой разнице между диаметрами круга и отверстия образуется
большая поверхность контакта круга с деталью, что приводит к концентрации
теплоты на обрабатываемой поверхности. При обработке материалов, склонных к шлифовочным прижогам и трещинам,
с целью уменьшения тепловыделения применяют мягкие круги и снижают скорости
шлифования. Для отверстий диаметром свыше 200 мм диаметр круга в основном
определяется диаметром шпинделя шлифовальной бабки.
При малой жесткости шпинделя станка увеличение скорости шлифовального
круга особенно заметно влияет на повышение производительности, точности и
снижение параметра шероховатости поверхности. Выбор скорости шлифовального
круга ограничивается опасностью прижогов из-за
увеличенной поверхности контакта круга с деталью и трудностью подвода
охлаждающей жидкости.
Материал
деталей
|
vк, м/с
|
Стали:
|
|
конструкционные
и низколегированные
|
30-45
|
высоколегированные,
трудношлифуемые
|
20-25
|
Чугун
|
20-30
|
Сплавы:
|
|
твердый
|
12-20
|
цветные
|
20-30
|
Стекло
|
8-12
|
Пластмассы и резина
|
15-20
|
Скорость вращения детали должна составлять 0,015—0,03 от скорости
шлифовального круга; при этом большие значения выбирают при шлифовании
материалов, склонных к прижогам и трещинам. При
шлифовании с продольной подачей перебег круга с каждой стороны должен быть
равен 1/3, но не более 1/2 высоты круга. Круг из отверстия выводится лишь по
окончании шлифования или для правки. Продольная подача не должна превышать 3/4
высоты круга на один оборот детали. Число двойных ходов стола и частота
вращения детали не должны составлять передаточного отношения, равного целому
числу.
Установка и закрепление обрабатываемой
детали. На внутришлифовальных станках
заготовки обрабатывают в кулачковых и мембранных патронах, а также на жестких
опорах (башмаках), Кулачковые патроны широко используют в единичном и
мелкосерийном производствах; такие патроны допускают обработку деталей с
большим диапазоном установочных наружных диаметров.
В массовом и серийном производстве целесообразно применять мембранные
патроны, обеспечивающие более точную установку обрабатываемой детали (рис. 268).
Под действием штока 12 пневмоцилиндра диск мембраны
прогибается, кулачки разжимаются, и зубчатое колесо 19 свободно входит в патрон
15. При отводе штока мембрана упругими силами возвращается в исходное положение,
сближает кулачки и зажимает деталь. Базой при установке зубчатого колеса в патроне
служит делительная окружность и торец колеса. При установке колеса во впадины
зубьев закладывают ролики 13, колесо с роликами вставляют до упора в пальцы 14
патрона, и кулачки зажимают его по роликам.
Для удобства установки роликов применяют сепаратор 16, в котором
ролики 13 свободно вращаются на осях. Для прямозубых колес используют сепаратор
с цельными роликами, а для косозубых — с роликами, навитыми в виде пружины.
Мембранный патрон устанавливают на планшайбе 11, у которой посадочное
гнездо шлифуется непосредственно на станке по установочному диаметру патрона D так,
чтобы он входил в гнездо без зазора, а опорный торец не имел биения.
Базовые места в патроне шлифуют также непосредственно на станке.
Внутренний диаметр вкладышей 17 шлифуют по
установочному кольцу 18. Диаметр установочного кольца выбирают так, чтобы при
зажиме ею в посадочном гнезде кулачки патрона сближались по диаметру на
0,08—0,12 мм. Этому значению должна равняться разность размеров внутреннего
диаметра вкладышей при разжатом состоянии патрона и после зажима в нем установочного
кольца. Посадочное гнездо под кольцо 18 также шлифуют на месте по диаметру
установочного кольца, когда патрон находится в сжатом состоянии. Торцовое
биение кольца при установке не должно превышать 0,02 мм. Пальцы 14 патрона
шлифуют одновременно с вкладышами; торцовое биение их не должно превышать 0,01
мм.
Внутренний диаметр вкладышей D1 шлифуют
до такого размера, при котором эталонная шестерня с роликами плотно входит в
кулачки. Эталонную шестерню отбирают из числа производственных шестерен с
наибольшей допустимой толщиной зубьев.
На точность установки шестерни влияет величина, на которую расходятся
кулачки патрона: чем она меньше, тем патрон работает точнее.
Точность и надежность установки шестерни в патроне зависят также от
числа роликов в сепараторе. Так, при установке шестерни на шести роликах
погрешности установки уменьшаются в 1,5—2 раза по сравнению с установкой той
же шестерни на трех роликах.
Мембранные патроны применяют при шлифовании колец шарикоподшипников
(рис. 269). Они отличаются большим числом кулачков 7, расположенных по
окружности, что способствует более точному центрированию заготовки.
Шлифование на жестких опорах (башмаках) применяют для обработки
отверстий во втулках, имеющих шлифованный торец. Заготовка лежит на жестких
опорах А и Б (рис. 270) и поджимается плоским
шлифованным торцом к вращающемуся электромагнитному патрону на шпинделе
передней бабки. Сила трения между контактирующими поверхностями патрона и
заготовки вращает последнюю. Заготовка на опорах А и Б располагается эксцентрично относительно оси вращения
шпинделя. Этим создается проскальзывание между планшайбой и заготовкой,
необходимое для поджатия наружной базой заготовки к опорам А
и Б. При шлифовании на жестких опорах внутренняя поверхность копирует форму наружной
базы и обеспечивает равностенность втулки. Шлифование
на жестких опорах широко применяют при обработке колец шарикоподшипников.
Измерение в процессе шлифования. На внутришлифовальных станках цикл шлифования
осуществляется автоматически. Необходимы средства активного контроля,
управляющие циклом и обеспечивающие заданный размер. По мере приближения к
заданному размеру механизм активного контроля дает команду исполнительным
органам станка на уменьшение поперечной подачи круга, чистовую правку,
выхаживание и отвод круга. Активный контроль осуществляют мерительными автокалибрами и рычажно-следящими устройствами.
Использование автокалибров показано на
примере шлифования отверстия шестерен (см.рис. 268).
Допуск на диаметр отверстия 0,025 мм, биение базового торца относительно оси
отверстия до 0,05 мм. После установки детали в патроне оператор вручную подводит шлифовальный крут до начала шлифования и включает
самоход. Далее процессом управляет механизм активного контроля. Шток с закрепленным
на нем измерительным калибром 2 (рис. 268, в) при возвратно-поступательном
движении в полом шпинделе передней бабки подводит калибр до упора к шлифуемому
отверстию с нерабочей стороны. Калибр выполнен ступенчатым.
Когда диаметр отверстия достигает размера d1, калибр
входит в отверстие передней частью и через рычаг 3 и шток 4 размыкает контакт
5 в электроконтактной головке, сообщая при этом
команду на правку круга. После правки шлифование продолжается. При достижении
размера d2 калибр
полностью входит в отверстие, размыкает контакт 6, и шлифовальный круг
отходит в исходное положение. Для повышения точности работы применяют
плавающие калибры. Плавание калибра обеспечивается с помощью зазора 0,5 мм
между штоком 1 и направляющей втулкой 7, а также зазора 0,05 мм при посадке
калибра 2 на болте 8.
Резиновая прокладка 9 предупреждает проникновение абразивной пыли в
зазор. Для направления при входе в отверстие на калибре создана конусная
заборная часть, а для уменьшения изнашивания рабочей поверхности припаяны
твердосплавные вставки 10. По опыту ЗИЛа, плавающие калибры надежно обеспечивают
точность измерения 6-го квалитета. Измерение калибрами с нерабочей стороны
детали позволяет использовать круг наибольшего диаметра и этим повысить
производительность процесса. Измерительная поверхность калибра для шлицевых
отверстий выполняется сплошной, а для гладких
отверстий — прерывистой.
Использование рычажно-следящего устройства показано на примере
шлифования желобов колец шарикоподшипников (рис. 271). Измерительный рычаг 1
с алмазным наконечником А вводится в желоб. В
процессе шлифования по мере увеличения диаметра желоба шток 2 поднимается; под
действием кольца 3 плоская крестообразная пружина 4 изгибается и отклоняет
подвижный контакт 5; при его отходе от неподвижного контакта 6 дается команда
исполнительным органам станка на переход с чернового шлифования на чистовое. В
этот момент зажигается сигнальная лампочка 7. По достижении заданного размера
подвижный контакт 5 замыкается с неподвижным контактом 8, процесс шлифования
прекращается; зажигается сигнальная лампочка 9. Желоб шлифуется с допуском
±0,015 мм.
При работе без автоматического цикла для измерения размера отверстия в
процессе шлифования часто применяют
двухстрелочный рычажный прибор (рис. 272).
Измерительные наконечники А и Б через рычаги 1 и 2 под
действием плоских пружин 3 и 4 соприкасаются со шлифуемой поверхностью.
Суммарное перемещение обоих наконечников воспринимает рычаг 5, закрепленный на
плоской пружине в точке Е, и передает индикатору 6. Преимущество такой
измерительной схемы состоит в том, что она не требует точной фиксации
измерительного прибора в вертикальном положении. Рычажно-следящие устройства
используют при шлифовании отверстий больших диаметров (100 мм и более), глухих
отверстий и внутренних сферических поверхностей с точностью 5-го квалитета. Автокалибры применяют для контроля деталей с диаметром
отверстий до 100 мм, а также при шлифовании отверстий, имеющих шлицы и
шпоночные канавки, с точностью 6-го квалитета.
При шлифовании деталей с точностью 8—9-го квалитета обработкой можно
управлять без устройств активного контроля, применяя жесткие упоры (рис.
273). На неподвижном кожухе маховика поперечной подачи шлифовального круга
установлены конечные электровключатели 1 и 2, а на
ободе маховика 3 установлен упор 4. В процессе шлифования маховик 3
поворачивается и подводит упор 4 к включателям. Электровключатель
1 дает команду на правку круга и переход с черновой подачи на чистовую, электровключатель 2 — на отвод шлифовального круга и
остановку станка. Загрузка и выгрузка деталей автоматизированы.
Например, при шлифовании отверстий у колец шарикоподшипников (рис. 274) детали,
подлежащие обработке, загружаются в наклонный лоток 1. Шлифуемая деталь 3
базируется на роликах 4—6 и вращается от ведущего ролика 6 (положение I). По окончании шлифования нажимной ролик 4 отводится
от детали. Кулиса 7 поворачивается по часовой стрелке и плечом выносит обработанную
деталь из рабочей зоны на разгрузочный лоток 8 (положение II и III). В конце
хода кулисы 7 поднимается упор 2, нижняя деталь скатывается из лотка 1 на
периферийную поверхность кулисы (положение III). Затем кулиса опускается и вносит деталь в рабочую
зону на ролики 5 и 6 (положение IV). Подобные
наладки можно использовать цля шлифования колец и
втулок с цилиндрическим и коническим отверстиями.