В гибких производственных системах (ГПС) применяют следующие ПР: вспомогательные, выполняющие функцию загрузки и
разгрузки основного и вспомогательного оборудования; технологические, выполняющие
некоторые технологические операции (сварку, снятие заусенцев, полирование, сборку,
контроль, окраску и т. д.); складские, выполняющие загрузку и разгрузку
стеллажей и т. п.; транспортные, выполняющие функции перемещения предметов
обработки от склада к технологическому оборудованию и наоборот.
ГПС предъявляет повышенные требования ко всем техническим средствам,
входящим в систему. Одним из основных требований
является быстрый переход на новый цикл работы по командам от управляющей ЭВМ
Рассмотрим технологическую цепочку (склад - транспортная система —
накопительное устройство – основное оборудование). Основным связующим звеном,
объединяющим все технологическое оборудование, является автоматизированная транспортно-накопительная
система (АТНС).
На структуру АТНС влияет много факторов, но основными являются
номенклатура деталей, обрабатываемых в ГПС, и программа выпуска их.
Определяющими являются следующие параметры детали: материал, габаритные
размеры, масса, технологические базы и базы захвата ПР. Номенклатура и программа
выпуска определяют организацию производства и в какой-то степени технологию
изготовления детали. На структуру АТНС влияют также типы,
модели и число станков, особенности технологической оснастки, инструмента,
штучное время и т. д. Необходимо учитывать также состав и величину
транспортных партий, последовательность запуска обрабатываемых партий деталей,
число одновременно обрабатываемых типоразмеров деталей, транспортные потоки и
т. д. Кроме того, структура АТНС зависит от производственного помещения
(высоты, площади проезда и т. д.), параметров оборудования, входящих в
состав АТНС (грузоподъемности, скорости перемещения, режимов разгона и торможения,
числа степеней подвижности, размеров рабочих, зон, способности автоматической
смены захватов).
В полном составе в АТНС входят транспортные средства, обеспечивающие
смену заготовок, инструмента, технологической оснастки на одной или
нескольких единицах технологического оборудования, накопители (по числу
технологического оборудования).
АТНС может состоять из трех основных функциональных подсистем,
обеспечивающих хранение и транспортирование: 1) режущего инструмента
(подсистемы «инструмент»); 2) заготовок и деталей (подсистемы «деталь»); 3)
станочных приспособлений (подсистемы «оснастка»). Каждая из этих подсистем
может состоять из отдельных функциональных элементов, обеспечивающих: хранение
изделий («накопитель»), выполнение транспортных операций с закрепленными за ней
грузами («транспорт»).
ГПС, функционирующие при незначительном участии человека, необходимо
постоянно обеспечивать заготовками, полуфабрикатами, инструментами и т. д.
Кроме того, необходимо оперативно транспортировать готовую продукцию и отходы
производства. Вес эти задачи возложены на складские и транспортные роботы,
составляющие особую группу промышленных роботов. Конструктивной основой их в
зависимости от поставленной задачи служат консольные и мостовые
краны-манипуляторы, краны-штабелеры, тележки и т. д.
Выбор той или другой конструкции зависит от массы и размеров изготовляемой
продукции, грузооборота и т. д.
К складским ПР относятся роботы-штабелеры
- напольные рельсовые машины. Штабелеры с программным
управлением нашли широкое применение и серийно выпускаются промышленностью.
Техническая характеристика их приведена в табл. 19.
Схема робота-штабелера РШ-500 показана на рис. 24. Роботы-штабелеры имеют следующие программируемые
перемещения: горизонтальное по рельсовым направляющим; вертикальное каретки;
горизонтальное выдвижение захвата. Робот-штабелер
позволяет накапливать заготовки и материалы в ячейках типа этажерки,
занимающих относительно малую площадь, осуществлять выдачу заготовок и
материалов в стандартной таре или поддонах на приемно-выдающие устройства
складов. На рис. 25 приведены типовые схемы компоновки автоматизированных
складов.
Работа автоматизированного склада осуществляется следующим образом.
Получив задание направить заготовки и детали со склада на рабочее место ГПС,
оператор набирает на пульте код этих заготовок и деталей и вводит его в
процессор. Последний автоматически определяет номер ячейки склада, в котором
находится данный объект, и выдает команды роботу-штабелеру.
Во время перемещения ПР сигналы от датчиков положения
поступают в вычислительное устройство, которое сравнивает коды текущей и
заданной позиции и при их совпадении выдает сигнал на остановку штабелера. Робот-штабелер
захватывает тару и доставляет ее на приемную позицию склада. В частном случае
могут применяться варианты, когда робот-штабелер
непосредственно передает заготовки, полуфабрикаты на рабочее место, что
исключает применение других транспортных средств.
В ГПС вместимость складов достаточно высокая, так как при большой
номенклатуре обрабатываемых деталей необходимо иметь большие объемы накопителей
для временно хранимой технологической оснастки, межоперационных заделов и т. д.
Транспортные ПР предназначены для автоматизации
операций и процессов перемещения со склада на рабочие места и от рабочих мест
на склад. Они являются также источником информационного обеспечения
автоматизированных систем управления производством и технологическими
процессами, так как выдают информацию о месте нахождения перемещаемого
предмета.
В зависимости от назначения, технологических особенностей применения и
выполняемых функций транспортные роботы могут быть: напольные рельсовые,
подвесные монорельсовые, подвесные многорельсовые,
напольные безрельсовые. Транспортные ПР выполняют с
подвижным или неподвижным захватом груза, который может быть активным (захватывание
- удержание груза — разжим захвата) или пассивным (поддержание предмета без зажатия).
Транспортные ПР с активным захватом применяют как с
дополнительными устройствами и механизмами (ориентация предмета, информация о
наличии предмета на выдающих и приемных позициях), так и без дополнительных
устройств (информация поступает от обслуживаемого основного оборудования).
Транспортные роботы с пассивным захватом применяют только в комплекте с дополнительными
устройствами и механизмами, обеспечивающими установку перемещаемого предмета на
выдающих и приемных позициях на требуемой высоте.
Транспортные роботы (напольные рельсовые и подвесные монорельсовые)
перемешаются по принудительному маршруту, т. е. в строгом соответствии с
заданной программой. Роботы мостовые и напольные безрельсовые
перемещаются по свободному маршруту, т. е. между любыми позициями загрузки
(разгрузки), находящимися в пределах обслуживаемой зоны, Такие роботы
управляются от микропроцессоров или от микроЭВМ в
связи с необходимостью решения логических задач выбора направления движения,
контроля положения и выбора кратчайшего маршрута перемещения. Такими
ЭВМ могут быть «Электроника-60» или СМ-1800. В случае применения нескольких транспортных
роботов возникает необходимость группового управления ими, а также оснащения
дополнительными устройствами и механизмами, в том числе обеспечивающими выбор
оптимального пути перемещения и контроль за
безаварийным одновременным перемещением нескольких ПР. Решение этих задач
возможно с использованием ЭВМ типа СМ или АСВТ М-6000. Технические
характеристики транспортных монорельсовых роботов приведены в
табл. 20.
Напольные безрельсовые транспортные роботы
обеспечивают: значительное снижение капиталовложений на монтаж трассы; устранение
загромождения производственных площадей стационарными транспортными устройствами;
экономию производственных площадей вследствие совмещения трасс роботов с
внутрицеховыми проездами и проходами; оптимальное распределение грузопотоков
благодаря простоте трасс и возможности изменения маршрутных схем и парка робот-кар при перестройке производства или увеличении выпуска
продукции; простоту взаимодействия
с вспомогательным технологическим оборудованием на рабочих местах. Но
требуется, чтобы трасса была чистой.
Напольные транспортные роботы движутся: 1) вдоль провода, уложенного
на глубине 40—60 мм от поверхности пола (по проводу пропускают ток силой в
несколько сотен миллиампер, с частотой 2 — 20 кГц и напряжением не более 12 В; создается переменное электромагнитное поле, за которым
следят датчики транспортного робота); 2) по светоотражающей полосе,
прикрепленной к полу (слежение за трассой проводится с помощью фотосчитывающих
датчиков, реагирующих на изменение световых потоков и вырабатывающих управляющие
сигналы); 3) по программе с использованием гироскопа.
Для взаимодействия с вспомогательным оборудованием (выдающие и приемные
столы на складе и на рабочих станциях) транспортные роботы имеют платформу,
которая может подниматься - опускаться и перемещаться горизонтально
вправо-влево. Кроме того, транспортные роботы могут перемещаться по трассе, т.
е. эти ПР имеют три программируемых перемещения.
Применяют модификации транспортных роботов для загрузки (разгрузки)
платформы. В табл. 21 приведены технические характеристики транспортных
напольных безрельсовых роботов.