К исходным данным для проектирования
технологических процессов сборки
относят сборочный чертеж изделия, технические условия его приемки, программу
выпуска изделий и предполагаемую длительность выпуска изделий в годах. При большой программе выпуска изделий технологический процесс
сборки разрабатывают подробно, при малой — сокращенно. Для
проектирования используют справочные материалы: рекомендации по улучшению
технологичности конструкций изделий, каталоги сборочного и подъемно-транспортного
оборудования, альбомы сборочной технологической оснастки, нормативы по нормированию
сборочных работ, примеры сборки аналогичных изделий.
Цель технологических разработок - дать подробное описание процессов сборки
изделия, выявить необходимые средства производства, площади, рабочую силу,
трудоемкость и себестоимость сборки изделия. Техноло1иче-ские процессы
разрабатывают при проектировании новых и реконструируемых заводов, при
организации выпуска новых объектов на действующих заводах. Кроме того,
внедренные технологические процессы периодически корректируют и улучшают на
действующих предприятиях.
При проектировании технологических процессов сборки для действующих и
реконструируемых заводов необходимо иметь сведения о сборочном оборудовании,
площадях действующих сборочных цехов и других местных условиях производства.
Кроме того, надо знать, какие части изделия поступают со стороны от смежных предприятий
и условия их поставки.
Конструкция изделия и технологический
контроль сборочного чертежа и технических условий. Сборочный чертеж должен содержать необходимые
проекции и разрезы; спецификацию элементов изделия; размеры, выдерживаемые
при сборке; посадки в сопряжениях; данные о массе изделия и его составных частей.
В технических условиях указывают точность сборки, качество сопряжений, их
герметичность, жесткость стыков, моменты затяжки резьбовых соединений, точность
балансировки вращающихся частей и другие сведения. В технических условиях
приводят указания о методах выполнения соединений, желательной последовательности
сборки, методах промежуточного и окончательного контроля изделий. На основе
анализа конструкции изделия составляют возможные предложения по его конструктивным
изменениям, упрощающим сборку. Выявляют перспективность производства изделий,
так как от этого зависит степень механизации и автоматизации сборки. Конструктор
изделия при составлении сборочных чертежей решают вопрос о методе обеспечения заданной точности замыкающих звеньев размерных цепей
изделия. Технолог проверяет принятое решение. Оно может быть изменено по
согласованию с конструктором изделия, если технолог предложит более
рациональный метод сборки. Принятый метод сборки должен быть достаточно полно
отражен в сборочном чертеже изделия и оговорен в технических условиях на его
приемку.
Составление технологических схем сборки. Изучение собираемого изделия завершается составлением
технологических схем общей и узловой сборки (рис. 1). Эти схемы, являясь первым
этапом разработки технологического процесса, в наглядной форме отражают маршрут
сборки изделия и его составных частей. Технологические схемы сборки составляют
на основе сборочных чертежей изделия. При наличии образца изделия составление
технологических схем облегчается. В этом случае наивыгоднейшая
последовательность сборки может быть установлена путем его пробной разборки.
Элементы, снимаемые в неразобранном виде,
представляют собой части изделия, па которые далее составляют технологические
схемы узловой сборки; детали, снимаемые отдельно, являются элементами,
непосредственно входящими в общую сборку изделия.
При определении последовательности сборки анализируют и размерные цепи
изделия. Если изделие имеет несколько размерных цепей, то сборку следует
начинать с наиболее сложной и ответственной цепи. В каждой размерной цепи сборку завершают установкой тех элементов
соединения, которые образуют ее замыкающее звено. Эта последовательность сборки
должна быть четко отражена в технологических схемах. При наличии размерных
цепей с общими звеньями начинают сборку с элементов той цепи, которая в
наибольшей степени влияет на точность изделия. Если цепи равноценны по точности
получаемых результатов, сборку начинают с более сложной цепи.
На последовательность сборки влияют функциональная взаимосвязь
элементов изделия, конструкция базовых элементов, условия монтажа силовых и
кинематических передач, постановка легко повреждаемых элементов в конце сборки,
размеры и масса присоединяемых элементов, а также степень взаимозаменяемости
элементов изделия.
При производстве невзаимозаменяемых изделий на последовательность
сборки влияют пригоночные работы, промежуточные разборка и сборка соединений,
дополнительная обработка, очистка и контроль деталей.
Технологические схемы сборки являются основой для последующего проектирования
технологических процессов сборки. Сначала составляют схему общей сборки, а
затем схемы узловой сборки. Технологические схемы узловой сборки разрабатывают
в этом случае параллельно, что сокращает время на подготовку производства.
Вариант схемы сборки выбирают с учетом удобств работы и контроля качества
сборки, числа сборщиков, уменьшения необходимой оснастки и оборудования,
сокращения времени и себестоимости сборки, а также возможности применения
средств ее механизации и автоматизации. Принятый вариант схемы на последующих
этапах проектирования технологии сборки может быть скорректирован с учетом
необходимости догрузки сборщиков на отдельных сборочных постах.
Тип производства. По принятым технологическим схемам узловой и общей
сборки выявляют технологические и вспомогательные сборочные операции. Содержание
операций сборки устанавливают так, чтобы на каждом рабочем месте выполнялась
однородная по своему характеру и технологически законченная работа, что
способствует лучшей специализации сборщиков и повышению производительности их
труда. Затем определяют темп общей и узловой сборки.
По темпу сборки для изделия и его одноименных составных частей
определяют тип производства. Если темп значительно превышает среднюю
предварительно найденную длительность операций, то сборку ведут по принципу
серийного производства. На одном рабочем месте периодически (партиями) собирают
прикрепленные к нему различные изделия
Если темп близок к средней длительности операций пли меньше ее, то
сборку ведут по принципу массового производства, закрепляя за каждым рабочим
местом определенную сборочную операцию. В этом случае сборку выполняют поточным
методом. При малом темпе (2—3 мин) процесс сборки дифференцируют, выделяя
небольшие по своему содержанию операции. Если это по технологическим
соображениям затруднительно или невозможно сделать, го операции выполняют
параллельно, дублируя рабочие места.
С дифференциацией сборки повышается специализация и производительность
труда сборщиков, сокращаются сроки освоения работы на каждой операции. Однако
при большой степени дифференциации работа становится однообразной и
утомительной. Поэтому дифференциацию проводят осмотрительно, за исключением
случаев автоматизации сборки.
При поточном методе работы штучное время на операцию должно быть равно
темпу (точнее, несколько меньше темпа для создания небольшого резерва в случае
непредвиденных задержек сборки) или кратно ему. Коэффициент загрузки рабочих
мест должен быть не ниже 0,95; его величину на первых операциях поточной линии
следует брать меньше, чем на последних операциях; этим обеспечивается большая
надежность работы линии в случае вынужденных задержек сборки.
При серийном производстве намечают производственные партии изделий,
исходя из трудоемкости наладки оборудования, длительности процессов сборки,
календарных сроков выпуска изделий и других организационных и экономических
соображений. Производственную партию изделий часто берут по директивным
(плановым) срокам их выпуска. Ориентировочно производственную партию частей
изделий назначают следующих размеров. При малой программе выпуска и сложных
изделиях ее берут равной трехмесячной программе; для изделий средней сложности
— месячной программе; для простых изделий с большой программой выпуска —
двухнедельной программе. Установленные производственные партии корректируют
при последующей детальной разработке технологического процесса.
Организационная форма сборки. Зная исходные данные, установленные методы сборки
изделия и принятый тип производства, выбирают организационную форму сборочного
процесса. На выбор организационной формы сборки влияют конструкция изделия, его
размеры и масса, программа и сроки выпуска. Организационные формы сборки
устанавливают отдельно для изделия и его составных частей. В общем случае они
могут быть разными.
Тот или иной вариант организационной формы сборки конкретного изделия
выбирают на основе расчетов себестоимости выполнения сборки с учетом сроков
подготовки и оснащения производства необходимым технологическим и подъемно-транспортным
оборудованием. На выбор разновидности поточно-конвейерной
сборки влияют удобство сборки к доступность к изделию с разных сторон.
Подвесной конвейер, например, удобнее для сборки сложных изделий средних
размеров, чем конвейер пластинчатого типа.
Составление маршрутной технологии обшей и
узловой сборки. Маршрутная технология
включает установление последовательности и содержания
технологических и вспомогательных операций сборки. Последовательность сборки
определяется на основе технологических схем. Содержание операций устанавливают
в зависимости от выбранного типа производства и темпа сборки. При массовом
производстве содержание операции должно быть таким, чтобы ее длительность была
равна темпу (несколько меньше темпа) или кратна ему. Выполняемая работа
должна быть по своему характеру однородной и должна отличаться определенной
законченностью. Длительность операции определяют укрупненно
по нормативам с последующими уточнением и
корректировкой. При этих условиях средняя нагрузка всех рабочих мест сборочной
линии должна быть достаточно высокой (порядка 0,9-0,95).
При серийном производстве содержание операции принимают таким, чтобы на
отдельных рабочих местах выполняемая узловая и общая сборка данного
и других изделий периодически сменяемыми партиями обеспечивала достаточно
высокую загрузку рабочих мест. Для общей сборки
Здесь tш1, tш2, ... — время общей сборки первого, второго, ..., l-го изделия; Тп.з1
Тп.з2, ... — подготовительно-заключительное время для первого,
второго, ... , l-го изделия; k — число партий и год; Fд —
действительный годовой фонд рабочего времени; N1, N2, ... — годовая программа выпуска первого, второго,
... , l-го изделия; m
— число стендов общей сборки; l — число изделий, собираемых на данном стенде.
Обеспечивая равномерный (месячный) выпуск изделий (k = 12), получим число стендов общей сборки
Найденное значение m округляют до ближайшего большего mпр, определяющего коэффициент загрузки сборочного
стенда ηз = m/mпр. Если ηз
мало (0,5—0,7 при mпр
= 2; 0,65—0,75 при mпр = 3...), то mпр
следует уменьшить (до значений 1, 2 ... в тех же случаях) путем сокращения tш. Последнее обеспечивается
увеличением числа сборщиков, обслуживающих данный стенд, применением более
производительной оснастки и другими мероприятиями, повышающими
производительность труда. Если ηз
< 0,7 при mпр
= 1, то сборочный стенд следует догрузить сборкой других изделий.
При узловой сборке число партий должно быть не меньше принятого
значения k, иначе нарушится комплектность
подачи составных частей изделий на общую сборку. Число (а
следовательно, и размер) партий при узловой сборке можно устанавливать с учетом
наименьшей себестоимости выполнения сборки.
График определения оптимального размера партий приведен на рис. 2.
Линия l характеризует себестоимость сборки изделия, линия 2
- издержки на переналадку сборочного оборудования и его простой при
переналадке, линия 3 - затраты в связи с ростом незавершенного производства
при увеличении размера партии и затраты на расширение производственных
площадей для хранения изделий (существенны при больших габаритах). Суммарная
кривая 4 в области своего минимума дает оптимальный размер партии.
При составлении маршрута сборки большое значение имеет назначение
местоположения и содержание операций технического контроля и других
вспомогательных операций (предварительная очистка деталей, регулирование,
пригонка, балансировка и др.). Собранные машины (станки, двигатели, компрессоры
и др.) окрашивают после окончательной приемки на специально выделенных
участках цеха.
Схемы базирования изделий при узловой и
общей сборке выбирают с учетом
обеспечения заданной точности сборки, удобств ее выполнения сборщиками,
упрощения приспособлений, оборудования и транспортных средств, а также
надежной собираемости деталей. Последнее важно в
условиях механизированной и автоматизированной сборки.
При выборе технологических баз стремятся выдержать принципы совмещения,
постоянства и последовательной смены баз. В каждом отдельном случае может быть
предложено несколько схем базирования. При их анализе рассчитывают погрешности
установки, пересчитывают размеры и допуски (если происходит смена баз), а
также определяют допуски на размеры технологических баз. Для уменьшения числа
вариантов схем базирования следует по возможности использовать типовые
решения. Выбирая базы, необходимо учитывать дополнительные соображения:
удобство установки и снятия собираемого изделия, надежность и удобство его
закрепления, возможность подвода присоединяемых деталей и сборочных
инструментов с разных сторон. По выбранным базам должны быть сформулированы
требования к точности и шероховатости поверхностей, используемых в качестве
баз. В зависимости от рассмотренных выше условий возможны следующие основные
случаи базирования.
1. Базовую деталь изделия базируют на необработанные поверхности и при
одной установке производят его полную сборку. Случай характерен для ручной
сборки простых изделий в приспособлениях, обеспечивающих их неподвижное
положение.
2. Базовую деталь изделия базируют на обработанную поверхность. Схему
базирования применяют при ручной сборке в приспособлениях обеспечивающих
точное положение сопрягаемых деталей, а также при механизированной и
автоматизированной сборке.
3. Базовую деталь изделия устанавливают на различные
последовательно сменяемые базы.
Нормирование времени сборочных операций. Задача нормирования времени возникает на различных
этапах проектирования технологического процесса сборки, В начале ее приходится
решать для установления типа производства. На основе разработанных технологических
схем общей и узловой сборки выявляют несколько характерных операций и для них
определяют нормы времени по укрупненным нормативам или другими приближенными
методами нормирования. Сопоставляя среднеарифметическое
из этих норм с темпом работы, устанавливают тип производства.
На этапе разработки маршрутной технологии нормы времени устанавливают
на все операции технологического процесса после выявления их структуры и содержания.
Для серийного производства при нормировании используют укрупненные нормативы,
для массового применяют расчетно-аналитический метод нормирования.
На этапе разработки операционной технологии в массовом производстве
установленные ранее нормы времени корректируют после внесения в содержание
операций отдельных изменений (уменьшение и перекрытие элементов штучного
времени, изменение структуры операций). Откорректированные нормы времени
увязывают с темпом работы. Содержание операций и нормы времени подробно
прорабатывают при автоматизации сборочных процессов, при многомашинном
обслуживании, а также при использовании роботов на основных и вспомогательных
операциях.
Определение типа сборочного
оборудования, оснастки и подъемно-транспортных средств. Содержание операций определяет тип, основные размеры
и техническую характеристику сборочного оборудования, технологической оснастки
(приспособлений, рабочего и измерительного инструмента) и подъемно-транспортных
средств. Так, для сборки сопряжений с натягом применяют прессы — при малых
усилиях запрессовки (1 — 1,5 кН) пневматические, при средних усилиях
запрессовки (1,5—5 кН) механические приводные и для больших усилий запрессовки
гидравлические; для соединения деталей заклепками при малых габаритах изделий
— стационарные клепальные машины; при крупных габаритах — переносные
клепальные скобы. Эти средства производства назначают с учетом ранее выбранных
типа производства и организационных форм сборочного процесса.
При серийном производстве технологическое оборудование и оснастку
применяют универсального, переналаживаемого типа. Их размеры принимают по
наиболее крупному прикрепленному к данному рабочему месту изделию. В массовом
производстве преимущественно применяют специальные
оборудование и оснастку. Тип, основные размеры и грузоподъемность
подъемно-транспортных средств определяют по установленным организационным
формам сборки, размерной характеристике изделий и их массе.
Разработка операционной технологии
сборки. Для проектирования операций
необходимо знатъ маршрутную технологию общей и узловой
сборки, схему базирования и закрепления изделия, намеченное ранее содержание
операций, а также темп работы, если операции проектируют для поточной линии.
При проектировании операции уточняют ее содержание, устанавливают последовательность и возможность совмещения переходов во
времени, окончательно выбирают оборудование, приспособления и инструменты (или
дают задание на их конструирование), назначают режимы работы сборочного
оборудования, корректируют нормы времени, устанавливают схемы наладок.
Проектирование сборочной операции - задача многовариантная. Варианты оценивают
по производительности и себестоимости. Проектируя сборочную операцию,
стремятся к уменьшению штучного времени. Это позволяет сократить потребное
количество оборудования и рабочую силу. Штучное время увязывают с темпом
работы поточной линии.
Штучное время сокращают уменьшением его составляющих и совмещением
времени выполнения нескольких технологических переходов. Основное время
снижают повышением скорости рабочих движений, а вспомогательное — уменьшением
времени вспомогательных ходов, рациональным построением процесса сборки и
использованием быстродействующих приспособлений.
Возможности перекрытия элементов штучного времени зависят от схемы
построения сборочной операции. По числу устанавливаемых для сборки изделий
схемы операций делят на одно- и многоместные, а по числу инструментов на одно- и многоинструментные. По
последовательности работы сборочных инструментов и расположению собираемых изделий
операции могут быть последовательного, параллельного и
параллельно-последовательного выполнения. При различном сочетании указанных
признаков образуется ряд схем, значительно отличающихся друг от друга по
производительности и себестоимости.
Переход от одноместной, одноинструментной,
последовательной схемы к многоместной, многоинструментной,
параллельной схеме часто повышает производительность в несколько раз. Принятая
операция позволяет выбрать сборочные оборудование и механизированные
инструменты из имеющегося парка или по каталогу. Метод сборки определяет тип
оборудования и инструмента (пресс, клепальная машина, резьбозавертывающий
автомат), а размеры изделия — основные размеры оборудования. Установленная
степень концентрации переходов и схема построения сборочной операции влияют
на выбор модели оборудования. Предпочтительна модель с запасом мощности, с
большим сроком работы до ремонта и большей степенью автоматизации рабочего
цикла. Если принято решение выполнять сборку на специальном оборудовании, то
должно быть составлено техническое задание на его проектирование с
соответствующими обоснованиями и пояснениями.
При проектировании сборочных операций устанавливают режим работы
сборочного оборудования и механизированных инструментов (усилие запрессовки,
моменты и порядок затяжки резьбовых соединений, температуру нагрева или
охлаждения при использовании сборки с тепловым воздействием, моменты при
выполнении вальцовочных соединений) и определяют настроечные размеры для их
наладки.
На рис. 3 приведены схемы построения маршрутного и операционного
технологического процесса сборки для поточно-массового и серийного
производства. Штриховой линией показана параллельно выполняемая узловая сборка.
Схемы отражают последовательность этапов разработки, прямые и обратные связи.
Документация, фиксирующая технологические
разработки. По единой системе технологической
документации предусмотрены ее следующие виды.
Маршрутная карта — документ, содержащий описание технологического
процесса изготовления (сборки или ремонта) изделия по всем операциям различных
видов в технологической последовательности с указанием данных об оборудовании,
оснастке, материальных и трудовых нормативах в соответствии с установленными
формами. Маршрутные карты применяют в единичном и серийном производстве.
Операционная карта — технологический документ, содержащий описание
технологической операции с указанием переходов, режимов обработки и данных о
средствах технологического оснащения. Операционные карты применяют в серийном и
массовом производстве. Комплект этих карт на изделие по всем операциям
дополняют маршрутной картой. Карта эскизов — технологический документ,
содержащий эскизы, схемы и таблицы, необходимые для выполнения технологическою процесса, операции или перехода сборки изделия
Технологическая инструкция — технологический документ, содержащий
описание приемов работы или технологических процессов изготовления или ремонта
изделия. правила эксплуатации
средств технологического оснащения, описание физических и химических явлений,
возникающих при отдельных операциях.
Технологическая документация содержит также сборочные чертежи с
техническими условиями приемки и технологические схемы общей и узловой сборки.
Комплектовочная карта — технологический документ, содержащий данные о
деталях, сборочных единицах и материалах, входящих в комплект собираемого
изделия.
Ведомость оснастки — технологический документ, содержащий перечень
технологической оснастки, необходимой для выполнения данного технологического
процесса (операции).
Ведомость технологических документов — технологический документ,
определяющий состав и комплектность технологических документов, необходимых
для изготовления или ремонта изделия. В технологической документации четко
излагают содержание и условия сборки. Точное выполнение всех указаний технологической
документации имеет важное значение для обеспечения
технологической дисциплины на производстве и выпуска качественных изделий.
Критерия технико-экономической оценки
различных вариантов технологических процессов сборки. Критерии для опенки спроектированных технологических
процессов сборки можно разбить на абсолютные и относительные.
Абсолютные критерии. 1. Трудоемкость технологического процесса сборки
как сумма штучного времени по всем n
операциям сборки Этот показатель дают отдельно по
узловой и общей сборке изделия. Целесообразно из общей трудоемкости сборки
выделять трудоемкость пригоночных работ.
2. Технологическая себестоимость выполнения узловой и общей сборки
одного изделия
где tш.у tш.o tш.п
tш.р - штучное время узловой и общей сборки, пригонки и
регулирования; lу lо lп lр — минутная заработная плата при выполнении узловой и
общей сборки, пригонки и регулирования; SM —
стоимость 1 мин работы сборочного оборудования; Tп.з
— подготовительно-заключительное время, отнесенное к одному изделию на одну
операцию; lн — минутная заработная плата одного наладчика; kа и kэ —
коэффициенты амортизации и эксплуатации сборочной оснастки (kа = 0,2 ÷
0,5; kэ = 0,2); So -
стоимость всей сборочной оснастки, руб.; N — годовой выпуск изделий; n — число сборочных операций; n' — число единиц сборочного оборудования; n" — число переналаживаемых сборочных операций.
Стоимость 1 мин работы сборочного оборудования приближенно определяют
по заводским данным или по формуле
где Sa —
расходы по амортизации сборочного оборудования; Sp —
расходы на ремонт оборудования; Sэ — расходы на электроэнергию (сжатый воздух); Sа.з - расходы по амортизации здания, отнесенные к
площади, занимаемой сборочной машиной; Sв.м — расходы
на вспомогательные материалы.
где Sмаш — балансовая стоимость машины, руб.; а - процент
амортизационных отчислений; F — годовой фонд времени работы машины;
где kп - коэффициент, учитывающий тип производства (0,9 —
для единичного, 1 — для серийного и 1,2 — для массового); см —
затраты на малые ремонты, осмотры и межремонтное обслуживание машины первой
категории сложности, руб.; Rм — категория сложности ремонта машины;
где Ny —
установленная мощность электродвигателей, кВт; а и β - коэффициенты использования
установленной мощности по времени и величине аβ = 0,5 ÷ 0,9; Sэ' -
стоимость 1 кВт·ч электроэнергии; rв —
среднечасовой расход воздуха, м3; Sв —
стоимость 1 м3 воздуха, руб.;
где Sз - стоимость цехового здания; аз — процент
амортизационных отчислений; Fм — площадь, занимаемая сборочной машиной; Fз - площадь здания цеха;
где Dгод —
расходы на вспомогательные материалы на единицу оборудования в год, руб.
3. Длительность цикла общей (или узловой) сборки партии изделий из n штук в серийном (непоточном)
производстве при последовательной их передаче
здесь
— сумма
штучного времени всех i операций сборки данного объекта; Txp —
время хранения партии изделий на промежуточном складе; k - число завозов изделий на промежуточный склад; Ттр — время одной перевозки партии изделий от
сборочного стенда к складу (и обратно); величина 2k + 1
дополнительно учитывает транспортирование изделий на склад готовой продукции
(значение k в самом невыгодном случае равно
числу операций сборки).
При поточной сборке длительность цикла той же партии изделий из n штук при темпе t
Ty = t(i + n).
4. Число единиц сборочного оборудования kоб.
5. Число сборщиков kсб.
6. Средний разряд сборщиков.
7. Энерговооруженность сборщиков.
Относительные критерии. 1. Коэффициент трудоемкости сборочного процесса
φсб = Tсб/Tм, где Тсб —
трудоемкость сборки изделия; Тм —
трудоемкость обработки деталей изделия. Для различных производств φсб = 0,1 ÷
0,5.
2. С развитием производственного кооперирования коэффициент φсб не
характеризует процесс производства в целом. Вместо φсб в этом случае применяют коэффициент
себестоимости сборки φс, равный
отношению себестоимости ссб сборки к
себестоимости сизд изделия в целом.
Коэффициент φс более полно
характеризует долю процесса сборки в общем процессе производства изделия. Он
отражает участие не только живого, но и овеществленного труда.
3. Коэффициент загрузки рабочих мест и поточной линии
где kрас —
расчетное число рабочих мест на данной операции; kпр
— принятое число рабочих мест (kпр
> kрас); n — принятое число рабочих мест в линии. Приемлемое
значение ηз = 0,9 ÷ 0,95, а ηз.л ≥
0,9.
4. Коэффициент расчлененности сборочного процесса kpacч = Тсб.уз/Тсб, где Тсб.
уз — суммарная трудоемкость узловой
сборки.
Следует стремиться к большему значению kрасч, что приводит к удешевлению сборки.
5. Коэффициент совершенства сборочного процесса изделия
где Тпр — трудоемкость пригоночных работ, разборки и
повторной сборки изделия. В массовом производстве этот
коэффициент равен 0,95-1,0; в серийном 0,8-0,9; в единичном 0,6-0,8.
6. Показатель уровня автоматизации процесса сборки
а = Тавт/Тсб,
где Тавт — длительность сборки изделия на
автоматизированных операциях; Тсб —
длительность сборки на всех операциях технологического процесса.
7. Коэффициент оснащенности технологического процесса сборки
kосн = kприс
/ n,
где kприс — число сборочных приспособлений; n — число операций сборки данного изделия.
С ростом kосн
снижается трудоемкость и себестоимость сборки.
Типовые и групповые технологические процессы
сборки. Типизация технологических процессов
сборки способствует снижению затрат на разработку технологических процессов
сборки, ускорению этих разработок, а также уменьшению себестоимости
производства изделий. Цель типизации - стандартизовать технологические
процессы, для того чтобы сборка одинаковых и сходных по конструкции изделий
осуществлялась общими, наиболее совершенными и эффективными методами. Типовой
технологический процесс в этих случаях разрабатывают как образцовый,
позволяющий внедрять прогрессивную технологию и передовую производственную
технику.
Типизацию осуществляют по отдельным отраслям машиностроения, а в
некоторых случаях и по отдельным группам заводов, производящих однородную
продукцию.
Первым этапом типизации технологических процессов сборки является
классификация данной группы изделий. Изделия или их составные части могут
быть разделены на классы по общности технологических задач, возникающих при их
сборке. Каждый класс изделий разбивают на подклассы, затем на группы и
подгруппы; при этом учитывают определенные конструктивные признаки изделий и
их размеры. Типовое изделие (составная часть изделия) объединяет совокупность
изделий, имеющих одинаковый план (маршрут) операций, осуществляемых на однородном сборочном оборудований с применением однотипных
приспособлений и инструментов. Учитывают также состав собираемого объекта,
структуру сборочных операций и производственные условия: серийность выпуска,
частоту сменяемости объекта сборки и другие факторы.
Работа по классификации завершается составлением классификаторов,
позволяющих делить типизируемые сборочные объекты по характерным конструктивным
и технологическим признакам.
Вторым этапом типизации технологических процессов сборки является
разработка принципиально общего технологического процесса с усыновлением
типовых последовательности и содержания операций, типовых схем базирования и
типовых конструкций оснастки. Если изделия достаточно полно унифицированы, то
на них составляют одну общую технологическую карту с нормами бремени. При
меньшей степени унификации разрабатывают как обязательный образец
принципиальный технологический процесс, на базе которого составляют технологические
процессы для конкретных изделий. Типизация технологических процессов
способствует внедрению новых, более совершенных методов сборки, сокращению
сроков и удешевлению подготовки производства, более широкому применению
средств механизации и автоматизации, установлению типажа сборочного
оборудования, а также использованию типовой переналаживаемой оснастки. На
основе типовых технологических процессов создают типовые компоновки
специализированного оборудования.
По мере совершенствования технологии сборочного производства типовые
технологические процессы необходимо периодически корректировать. Типовые
технологические процессы сборки целесообразно применять на заводах серийного и
массового производства с устойчивой номенклатурой изделий.
Основу групповых технологических процессов сборки составляет не только
общность конструктивных особенностей изделий, но и общность технологии их
сборки. Это позволяет в условиях мелкосерийного и серийного производства осуществлять
технологические процессы сборки, характерные для крупносерийного и
массового производства, переходить от непоточного к
поточному производству. В методе групповой технологии заложены большие
возможности унификации, чем при использовании типовых технологических
процессов. Повышается непрерывность, прямоточность и
ритмичность производства.
В групповых поточных линиях оборудование располагают по маршруту
сборки близких по конструкции и размерам изделий (или их элементов) нескольких
наименований, закрепленных за линией. Все закрепленные за линией изделия
собирают периодически пропускаемыми партиями, и в каждый данный момент времени
линия работает как непрерывно-поточная. Переход от сборки одного изделия к
другому возможен без переналадки линии; в Других случаях производят частичную и
несложную переналадку. Оборудование линии комплектуют и располагают по
технологическому маршруту сборки наиболее сложного и трудоемкого изделия в
группе (комплексного изделия). Другие изделия группы можно собирать с
пропуском отдельных переходов и операций. Реже используют другой способ
групповой сборки, когда на линии одновременно собирают весь комплект изделий
группы. Линия все время работает как непрерывно-поточная без переналадки
оборудования. Приспособления для такой сборки многоместные, более сложные и
более крупных размеров.
На разработку группового технологического процесса
затрачивают значительно больше времени, чем на единичный, однако в расчете на
изделие затраты на технологическое проектирование снижаются в несколько раз.
На групповых поточных линиях обеспечивается более высокая
производительность и экономичность, чем в непоточном
серийном производстве, но экономия времени сборки изделий, закрепленных за
линией, должна быть больше затрат времени на ее переналадку.
Групповые технологические процессы проектируют в
определенной последовательности: 1) подбирают группу изделий, удовлетворяющих
требованиям групповой сборки, намечают маршрут сборки, содержание операций и
схемы групповых наладок; ориентировочно определяют оперативное время сборки; 2) уточняют содержание операций и
разрабатывают наладки для наиболее сложных и выпускаемых в большом количестве
изделий группы; затем разрабатывают наладки для других изделий группы; определяют штучное время сборки; 3) уточняют
требования к сборочному оборудованию (дают задания на модернизацию или
конструирование нового специального оборудования); 4) разрабатывают
конструкции сборочных приспособлений и выявляют необходимую инструментальную
оснастку ; уточняют условия и режимы выполнения
сборочных операций, окончательно устанавливают нормы времени; конструирование
сборочных приспособлений — наиболее трудоемкий этап разработки групповой
сборки; 5) составляют технологическую документацию каждого изделия группы; 6)
выявляют технико-экономические показатели групповой сборки.
Контроль качества сборки изделий. При проектировании технологических процессов общей и
узловой сборки важное место занимает технический контроль качества производимой
продукции. Качество обеспечивается предупреждением и своевременным выявлением
брака продукции на всех этапах производственного процесса. Профилактический
контроль направлен на проверку комплектующих изделий, полуфабрикатов и деталей
смежных производств, на проверку сборочного оборудования и оснастки, а также
на систематическую проверку правильности протекания технологического процесса
сборки. Качество продукции в сборочных цехах контролируют рабочие, наладчики
оборудования и мастера участков. Меньший объем работ выполняют контролеры,
производя промежуточный и окончательный контроль. В маршрутной технологии
указывают операции контроля и элементы контроля, включаемые в сборочные
операции.
При узловой и общей сборке проверяют: 1) наличие необходимых деталей в
собранных соединениях (выполняют осмотром); 2) правильность положения
сопрягаемых деталей и узлов (выполняют осмотром); 3) зазоры в собранных
сопряжениях (щупом); 4) точность взаимного положения сопряженных деталей (на
радиальное и осевое биение и др., производят в контрольных приспособлениях); 5)
герметичность соединения в специальных приспособлениях и плотность прилегания
поверхностей деталей на краску в процессе сборки; 6) затяжку резьбовых
соединений, плотность и качество постановки заклепок, плотность вальцовочных
и других соединений; 7) размеры, заданные в сборочных чертежах; 8) выполнение
специальных требований (уравновешенности узлов вращения, подгонки по массе и
статическому моменту, проверку щупом производят в процессе сборки
и после ее окончания); 9) выполнение параметров собранных
изделий и их составных частей (производительности и развиваемого напора
насосов, точности делительных механизмов, качества контакта в электрических
соединениях и др.); 10) внешний вид собранных изделий (отсутствие повреждений
деталей, загрязнений и других дефектов, которые могут возникнуть в процессе
сборки).
В функцию контроля входит также проверка предписанной
последовательности выполнения сборочных переходов (порядок затяжки резьбовых
соединений, последовательность наложения сварных швов и др.) и проверка обязательного
выполнения вспомогательных операций (промывки и очистки сопрягаемых деталей,
промывки трубопроводов и др.). Задача проектирования технологии сборки связана
с выбором организационно-технической формы и средств контроля.
Средства контроля выбирают с учетом их метрологических характеристик
(пределов и точности измерения), конструктивных особенностей (габаритных
размеров, массы), экономических соображений, а также с учетом улучшения
условий труда контролеров.
При проектировании операций контроля исходными данными являются
точность контроля (допустимая погрешность контроля обычно не превышает 20%
допуска на контролируемую величину) и его производительность. Технолог
устанавливает объект, метод и средства контроля. Он дает техническое задание
на конструирование специальных контрольно-измерительных инструментов и приспособлений;
выбирает схему контрольного приспособления с учетом наименьшей себестоимости
выполнения контрольной операции.
На контрольные операции составляют инструкционные карты, в которых
подробно указывают метод и последовательность контроля, используемые средства
контроля.
Испытание собранных изделий. Испытание собранных изделий — заключительная контрольная
операция качества их изготовления. Машины испытывают в условиях, приближающихся
к эксплуатационным. Все виды испытаний можно свести к
приемочным, контрольным и специальным.
При приемочных испытаниях выявляют фактические эксплуатационные
характеристики машины (точность, производительность, мощность, затраты энергии
и т. п.), а также правильность работы различных механизмов и устройств машины.
Контрольным испытаниям подвергают изделия, у которых ранее были
обнаружены дефекты. При особо высоких требованиях к изделиям их подвергают
после сборки обкатке и испытывают. Затем разбирают (частично или полностью),
проверяют состояние деталей, вторично собирают и подвергают кратковременным
контрольным испытаниям.
Специальные испытания выполняют для изучения износа, проверки
безотказности работы отдельных устройств, установления пригодности новых
марок материалов для ответственных деталей и исследования других явлений в
машинах. Специальные испытания отличаются большой длительностью. Их программу
разрабатывают в зависимости от цели проведения испытаний. Этим испытаниям подвергают
не только собранные изделия, но и их составные части (коробки перемены передач,
водяные и масляные насосы и другие механизмы). Испытания ведут на специальных
стендах.