Для механизации сборки резьбовых соединений применяют ручные одношпиндельные резьбозавертывающие
машины: гайко-, шпилько- и винтоверты.
Их выпускают с пневматическими ротационными, с электрическими высокочастотными
двигателями и с однофазными коллекторными двигателями нормальной частоты.
По принципу работы их подразделяют на машины вращательного действия, частоударные и редкоударные.
Ударные гайковерты выполняют в виде ручных машин (табл. 7, 8). Они обладают
высокой производительностью, требуется меньшая мощность, чем для гайковертов
вращательного действия, и более легкие. Реактивный момент в процессе работы
ударных гайковертов практически отсутствует.
Это позволяет использовать их при значительных моментах затяжки. Срок
службы ударных гайковертов меньше, чем у гайковертов вращательного действия,
выше уровень шума и вибрации.
Редкоударные
гайковерты (рис. 13, табл. 9) имеют меньшую на 20 — 40% массу по сравнению с частоударными, более высокий (в 2—5 раз) КПД, для них
требуются двигатели меньшей мощности (на 15—35%).
Частоударные
гайковерты совершают 16—40 ударов в секунду, редкоударные
— до трех ударов в секунду.
Процесс затяжки частоударными гайковертами
осуществляется за 110—200 ударов, редко-ударными за 4-15 ударов энергией большого
удара постоянной величины. Энергия частоударных
гайковертов меняется от удара к удару, у редкоударных
остается постоянной по величине, что позволяет вести сборку ответственных
резьбовых соединений.
Для сборки резьб М3 — М8 применяют винтоверты. Электрические винтоверты (табл. 10) выполнены с ручками пистолетного
типа, пневматические ВП-02 и ВП-08 (табл. 11) имеют цилиндрическую форму. Для
подвески их на рабочем месте на корпусе имеются скобы. Вннтоверт
ВП-2 выполнен с ручкой пистолетного типа.
Многошпиндельные гайковерты компонуют из нормализованных резьбозавертывающих силовых головок, снабженных встроенными
пневматическими, электрическими или гидравлическими двигателями. Для крепления в
корпусе головки имеют специальные присоединительные фланцы и посадочные диаметры.
Заданная точность затяжки обеспечивается специальными устройствами. Точность
затяжки многошпиндельными гайковертами составляет 12—15%.
Технические характеристики силовых головок для многошпиндельных
гайковертов представлены в табл. 12—14.
На основе силовых головок созданы многошпиндельные гайковерты серии ЭГ
с электрическим приводом и серии ГП с пневматическим приводом.
Затяжку шпилек многошпиндельными блоками выполняют с помощью силовых
головок (рис. 14). Головка предназначена для резьбы М14. Наибольший вращающий
момент на шпинделе 48 Н·м, расход воздуха 1,2 м3/мин, масса головки
2,1 кг. Вращающий момент от ротора 12 передается шпинделю 7 через двухступенчатый
планетарный редуктор II и механизм реверса 5. Каждая ступень редуктора имеет ведущее зубчатое колесо с внутренними зубьями и водило
с двумя сателлитами. На резьбовом конце водила 10 установлено вращающееся
зубчатое колесо 4 с внутренними зубьями, являющееся ведущим в механизме реверса.
Паразитные колеса 3, сидящие на осях 2 в неподвижном корпусе 9, зацепляются с
центральным колесом 8, свободно вращающимся на шпинделе 7. При осевом нажатии
на машину шпиндель, двигаясь назад, соединяется с кулачками выходного вала
(водила) редуктора, получая правое вращение для затягивания шпильки. При
прекращении нажатия он под действием пружины 1 перемещается вперед и
зацепляется с зубчатым колесом механизма реверса, получая левое ускоренное вращение,
и патрон 6 свинчивается со шпильки. Силовые головки многошпиндельных гайковертов
для удерживания гаек и винтов при завинчивании оснащены головками, шпильковерты — патронами. Технические характеристики
патронов приведены в табл. 15 — 17.