Роликовые конвейеры (рольганги). По способу действия роликовые
конвейеры подразделяют на приводные и неприводные. На приводных ролики
приводятся во вращение двигателями и перемещают лежащий груз. На неприводных конвейерах грузы перемещают вручную. С этой
целью их выполняют с уклоном 1—4° в сторону перемещения груза.
Параметры цилиндрических роликов неприводных
роликовых конвейеров регламентированы по ГОСТ 8324 — 82. Длина цилиндрических
роликов определена размерным рядом чисел 100, 160, 200, 250, 315, 400, 500,
630, 800, 1000, 1250 мм, шаг роликов размерным рядом 50, 63, 80, 100, 125, 160,
200, 250, 315, 400 мм, диаметры роликов приняты в диапазоне 40 — 155 мм. Для
обеспечения спокойного хода груза расстояние между осями роликов принимают не
более 1/3 длины груза, при перемещении длиномерных
изделий — меньшим. Нагрузку на ролик принимают
приближенно в зависимости от соотношения длины груза lгр к шагу роликов lр. При 2lр<lгр<3lр принимают P = 0,5G (G - масса груза), при 3lр
< lгp<4lp P = 0,33G; при 4lр
< lгр < 5lp P = 0,25G. Скорость передвижения груза на роликовых конвейерах
по 20 м/мин.
План участка сборки на роликовом конвейере показан на рис. 27.
Расположение роликового конвейера зависит от длины сборочной линии и
направления грузопотока в цехе. В местах прохода рольганги имеют откидные
секции. Для изменения положения собираемых деталей
применяют кантователи. Пригоночные операции обычно
выносят из потока сборки, т. е. их выполняют на специально оборудованных рабочих
местах.
На конвейерах помимо цилиндрических роликов применяют дисковые ролики.
Преимущества их в том, что на криволинейных в плане
участках диски на радиально расположенных осях вращаются с разной скоростью (с
внешней стороны скорость больше, чем с внутренней). Скольжение у
передаваемого груза отсутствует, груз передается легче.
Сборочные тележки. Используют при поточной сборке. Собираемое изделие
последовательно транспортируют с одного рабочего места к другому со свободным
или принудительным движением со скоростью 10 — 15 м/мин.
Безрельсовые тележки бывают с металлическими или резиновыми катками.
Тележки для изделий массой более 1000 кг делают на колесах с ребордами
для движения по рельсам, укладываемым на бетонных подушках.
Для удобства выполнения сборочной операции верхнюю часть тележек часто
делают вращающейся относительно вертикальной оси. Возврат тележек происходит по
вспомогательному пути, расположенному рядом с путями рабочей ветви или же под
ним.
Ленточные конвейеры применяют при сборке мелких и легких грузов и
изделии. Сборочные операции выполняют на верстаках, расположенных вдоль
конвейера, или на столах, установленных перпендикулярно линии сборки. Несущим
органом конвейера является прорезиненная лепта, состоящая из тягового каркаса,
покрытого эластичным защитным наполнителем. Тяговый каркас воспринимает
растягивающие нагрузки и обеспечивает ленте поперечную жесткость. Заполнитель
объединяет ленту в единое целое, образуя над каркасом обкладки — наружную
грузонесущую и нижнюю опорную. По типу каркаса различают ленты резинотканевые
и резинотросовые. Параметры резинотканевых лент регламентированы ГОСТ 20—76.
Тканевые прокладки лент изготовляют из капрона, анида,
нейлона, лавсана и других синтетических тканей высокой прочности. Ленты с
прокладками из тканей МК-600 и МК-800 обладают прочностью 600 и 800 Н на 1 мм
ширины одной прокладки.
Концы лент при монтаже соединяют горячей или холодной вулканизацией в
зажимных плитах или металлическими скобами-соединителями.
Параметры роликовых опор принимают по ГОСТ 22645-77 и ГОСТ 22646-77.
Приводные механизмы ленточных конвейеров состоят из барабана,
передаточного механизма и двигателя. Во ВНИИПТМАШе
разработано типовое оборудование мотор-барабанов
мощностью 1 — 30 кВт. Диаметр барабанов 200 — 800 мм. В этих конструкциях
электродвигатель и редуктор встроены в барабан. Для
лент шириной 650—800 мм диаметр барабана принимают равным 200—1000 мм в
зависимости от числа прокладок ленты; длину барабана принимают больше ширины
ленты на 100-150 мм.
Производительность ленточного конвейера, шт/ч, Q = 3600va, где v — скорость движения ленты, м/с (обычно принимают v =
0,02 ÷ 0,5 м/с); а — число изделий на одном метре длины ленты.
Приводные тележечные конвейеры бывают вертикально замкнутые (рис. 28) и
горизонтально замкнутые (рис. 29). Они состоят из следующих частей: приводной
1 (электродвигатель, редуктор и вариатор); тяговой 2 в виде одной или двух
шарнирных цепей; несущей 3 (ряд соединенных с цепями тележек); опорной 4
(направляющие, по которым катятся ролики тележек); натяжной 5.
Выбор типа конвейера зависит от технологического процесса, собираемого
изделия и планировки участка.
Жесткость конструкции поворотных платформ тележек позволяет выполнять
операции запрессовки и сборки крупных резьбовых соединений Номинальный ряд
ширины тележек: 200, 320, 400, 500, 650, 800, 1200 мм. Грузоподъемность
тележек 10—8000 кг.
Для тележечных цепных конвейеров кроме электропривода можно применять
гидропривод, допускающий бесступенчатое регулирование скорости движения
тележек.
Карусельные конвейеры применяют для сборки узлов, содержащих небольшое
число сборочных операций. Рабочие места (4—8) размещают вокруг стола.
Необходимый инструмент подвешивают на неподвижной стойке в центре стола.
Собранные узлы поступают непосредственно на сборку.
Цепные напольные конвейеры применяют для сборки тракторов, автомобилей
и других изделий. Изделия, имеющие ходовую часть, перемещаются по специальным
путям, проложенным на полу, и сцепляются с тяговой цепью сцепками, которые
автоматически отцепляются в конце конвейера. Изделия, не имеющие своей ходовой
части, собирают на тележках, соединенных с тяговой цепью (рис. 30).
В приводных механизмах предусматривают вариаторы для изменения скорости.
Скорость непрерывно движущихся конвейеров составляет
0,25-6 м/мин, периодически движущихся конвейеров 6—12 м/мин.
Мощность электродвигателя привода конвейера, кВт
N = W0v/102ηm
где Wo —
потребная тяговая сила; v — скорость движения конвейера, ηm — КПД передаточных механизмов конвейера, ηm
= 0,4 ÷ 0,5.
Потребная тяговая сила
W0 = Lη(q + q0),
где η — коэффициент, учитывающий сопротивление в шарнирах
и роликах тягового органа; η = 0,66 ÷
0,07; q — нагрузка на единицу длины конвейера от массы
собираемых объектов, qо —
нагрузка на единицу длины от массы рабочей и холостой частей тягового органа, q0 = 150 ÷
400 Н/м
Тяговым элементом для сборочных конвейеров служат пластинчатые,
втулочные и роликовые цепи с шагом 80—320 мм по ГОСТ 588 — 81 и разборные
пластинчатые комбинированные с шагом 100-160 мм по ГОСТ 589-74.
Рамные (шагающие) конвейеры применяют при сборке станков, где требуется
точная выверка (рис. 31). Станина станка при этом устанавливается на точно
выверенные плиты 1. Рама конвейера 2 выполнена из
двутавровых балок и опирается на гидравлические домкраты 3. Для перемещения
изделий рама конвейера поднимается гидравлическими домкратами, перемещается на
величину шага приводом продольного перемещения и опускается, устанавливая при
этом изделия на плиты.
Подвесные конвейеры применяют для транспортирования деталей, узлов и
готовых изделий. Пространственная трасса подвесных конвейеров и большая протяженность
(до 500 м при одном приводе и до 3000 м при нескольких приводах) позволяют
одним конвейером обслуживать полный производственный цикл.
Подвесные конвейеры подразделяют на три типа: грузонесущие, грузоведущие (рис. 32) и толкающие. Одинаковыми по
конструкции у этих конвейеров являются тяговый
элемент, привод, поворотные и натяжные устройства. Различные конструктивные
исполнения имеют ходовые пути, каретки, тележки. Параметры подвесных
грузонесущих конвейеров (рис. 32, а) с разборными цепями с шагом 80, 100, 160,
200 мм регламентированы ГОСТ 5946 — 79. Подвесные однобалочные пути
изготовляют из двутавровых балок №10, 12, 14, 16 по ГОСТ 8239-72, из труб
диаметром 60, 100, 150 мм с продольной прорезью и из коробчатых профилей.
Каретки выпускают грузоподъемностью 20, 50, 250, 500 и 800 кг.
Подвесные толкающие конвейеры приводят в движение груз посредством
каретки толкателя и тележки, к которой крепят подвеску. Не имея жесткой связи,
грузовая тележка может двигаться вместе с цепью, но может быть
и остановлена или переведена на другой путь там, где это необходимо. Адресующие
устройства в виде селекторных механизмов дают команду для получения тележек
по заданному адресу,
Производственное объединение «Конвейер» (г. Львов) выпускает следующие
модели подвесных толкающих конвейеров: ТПВ-200Д, ТПВ-100, ТП-80, КТ-100,
КТ-160 грузоподъемностью соответственно 50, 150, 250, 500, 1250 кг. Скорость
движения цепи — до 40 м/мин. Подвесные грузоведущие
конвейеры (рис. 32,б) транспортируют собираемые изделия на напольной тележке,
перемещаемой при помощи захвата или толкателя, укрепленного на каретке.
Каретка может двигаться по подвесному пути или пути, проложенному под полом.
Обеспечивается автоматическое адресование тележек.
Достоинством этих конвейеров является свободный ввод и вывод тележек из линии
конвейера. Скорость движения конвейера благодаря отсутствию раскачивания груза
достигает 45 м/мин. Грузоведущие конвейеры позволяют
транспортировать изделия массой до 2500 кг.
Сборочные стенды. Для сборки изделий часто применяют специальные
стенды. Конструкция стендов зависит от размеров, массы и формы изделий. Для
удобства сборки конструкции стендов позволяют менять положение собираемого
изделия и фиксировать его в необходимом положении при выполнении данной
операции.
При монтаже крупных дизелей сборочный стенд представляет собой
несколько стальных балок, залитых в бетонный фундамент, поперек которых
уложены две подвижные стальные балки-параллели. На последние
и ставят фундаментную раму собираемого дизеля. Подвижные и неподвижные
балки соединяют болтами. У подвижных балок обработаны верхняя
и нижняя привалочные плоскости, у неподвижных только
верхняя. Это позволяет обеспечить горизонтальное положение верхней плоскости
рамы для монтажа дизеля.