Единицы измерения дисбалансов и основные понятия технологии
балансировки предусматриваются ГОСТ 19534-74, Дисбалансом называют векторную
величину, равную произведению неуравновешенной массы на ее расстояние до оси
ротора е (эксцентриситет), Ротором называют любую деталь или сборочную
единицу, которая при вращении удерживается своими несущими поверхностями в
опорах. Единицей дисбаланса являются грамм-миллиметр (г·мм)
и градус (...°), служащие для измерения соответственно значения дисбаланса и
угла дисбаланса. Отношение модуля главного вектора дисбалансов к массе ротора
характеризует удельный дисбаланс [(г · мм)/кг = мкм].
Все дисбалансы ротора приводятся к двум векторам - главному вектору Dст и главному моменту МD дисбалансов независимо от причин, вызвавших смещение
центра масс с оси вращения: погрешностей получения заготовки, погрешностей
механосборочного производства или изменения условий эксплуатации.
Главный вектор дисбалансов Dст проходит через центр масс и равен произведению массы
неуравновешенного ротора на ее эксцентриситет е. Главный момент дисбалансов МD равен геометрической сумме моментов всех дисбалансов
ротора относительно его центра масс. Главный момент дисбалансов перпендикулярен
главной центральной оси инерции и оси ротора и вращается вместе с ротором.
Главный вектор дисбалансов в плоскостях опор может быть заменен его
составляющими (симметричными дисбалансами).
Главный момент дисбалансов в тех же плоскостях опор может быть заменен
парой сил (кососимметричными дисбалансами).
Дисбаланс является векторной величиной и полностью определяется на
роторе в выбранной плоскости углом дисбаланса, а также числовым значением дисбаланса
Di = miei т. е. произведением неуравновешенной массы mi на модуль ее эксцентриситета еi относительно оси
вращения. Эта плоскость может служить для задания дисбаланса (плоскость
приведения дисбаланса), корректировки масс ротора (плоскость коррекции),
измерения дисбаланса (плоскость измерения дисбаланса). Дисбалансы в различных
двух плоскостях вдоль оси данного ротора различны, и их углы и значения могут
быть найдены расчетом, а также с помощью балансировочного оборудования.
Структура технологического процесса балансировки определяется
назначением балансировки, типом производства, размером детали или сборочной
единицы, точностью балансировки, технологическим оборудованием и оснасткой и
т. п.
Балансировка состоит из определения значений и углов дисбалансов
ротора и уменьшения их корректировкой массы ротора.
Выявление и определение главного вектора можно осуществлять как в
статическом (т. е. под действием силы тяжести), так и в динамическом (т. е.
при принудительном вращении) режиме, а главный момент дисбалансов – только в
динамическом режиме.
Действие дисбалансов на ротор можно снижать или устранять путем
добавления, уменьшения или перемещения одной корректирующей массы (или
более), создающей дисбаланс такого же значения, что и у неуравновешенного
ротора, но с углом дисбаланса 180º относительно дисбаланса ротора.
Различают дисбалансы начальный — до корректировки масс, остаточный —
после корректировки масс, допустимый — приемлемый по условиям эксплуатации
машин, удельный — отношение модуля главного вектора к массе ротора.
Различают балансировку статическую (силовую), моментную и динамическую
(моментно-силовую). При статической балансировке определяют и уменьшают главный
вектор дисбалансов, т. е. центр масс ротора приводится на ось вращения
размещением соответствующей корректирующей массы (масс). При моментной
балансировке определяют и уменьшают главный момент дисбалансов путем
образования пары сил размещением корректирующих масс в двух
плоскостях коррекции. При этом главная центральная ось инерции ротора в
результате поворота совмещается с осью вращения. При динамической балансировке
определяют и уменьшают главный момент и главный вектор. Это достигается размещением
корректирующих масс в двух (жесткие роторы)
плоскостях коррекции или более (гибкие роторы). При этом главная центральная
ось инерции смещается, поворачивается в пространстве и совмещается с осью вращения
ротора.
Ротор может быть уравновешен за одну или несколько операций, состоящих
из типовых переходов; выявление и определение значения и угла дисбалансов
(измерительный), преобразование полученных данных в параметры технологического
метода, принятого для корректировки масс дисбалансов (переход преобразования),
и корректировка (устранение) дисбалансов до заданных значений. В полностью
автоматизированном процессе все три перехода осуществляются последовательно в
одной машине, линии, агрегате. Балансировочные операции могут выполняться на
всех стадиях производственного процесса: в начале обработки заготовки, после
завершения всех операций механообработки детали, в процессе сборки любых
сборочных единиц, включая изделие. В ряде случаев само изделие содержит УБУ
(управляемое балансирующее устройство) или даже АБУ (автоматическое балансирующее
устройство), позволяющее периодически корректировать дисбалансы, возникающие
по мере эксплуатации изделия (износ, нагрев и т. п.).
Способы и средства выявления и определения статической
неуравновешенности сборочных единиц. Главный вектор дисбалансов ротора,
находящегося в покое, под действием силы тяжести создает момент относительно
оси или точки подвеса ротора и стремится повернуть ротор так, чтобы так
называемое «тяжелое» место (центр его масс) заняло самое низкое положение. На
этом принципе основано действие различных средств для
выявления и определения статической неуравновешенности в поле силы тяжести;
стендов с роликовыми (рис. 72, а) и дисковыми (рис. 72,б) опорами или
горизонтальными параллельными призмами (рис. 73). Ротор, имеющий отверстие,
надевается на базовую поверхность сбалансированной оправки без зазора. Базовая
поверхность оправки выполняется концентрично с ее поверхностями, перекатывающимися
по роликам или дискам. Точность определения «тяжелого» места зависит и от
массы ротора и от трения между оправкой и опорами. Для снижения трения и
повышения точности используют наложение на опоры вибрации (рис. 74) или подачу
струи воздуха под шейки оправки (рис. 75).
Другой принцип, на котором основано действие устройств
для выявления статической неуравновешенности, заключается в изменении
положения центра масс ротора в горизонтальной плоскости при принудительном
повороте ротора. Для этого применяют так называемые балансировочные весы (рис.
76). Положение равновесия находят путем перемещения груза 4 при различных
угловых положениях ротора, т, е. смещениях центра массы S ротора на величину ±ест
(изменения длины рычага).
Для тяжелых роторов с большим диаметром, обычно не имеющих собственных
опор, нахождение эксцентриситета масс заключается в следующем. Ось ротора
располагается вертикально, а под действием момента от главного вектора
дисбалансов на плече эксцентриситета ест
происходит поворот или качание ротора на пяте или шарике (рис. 77, а), острие,
подвесе (рис. 77,б) или платформе-поплавке. По отклонению базовых поверхностей
ротора от горизонта судят о его дисбалансе.
Один из способов нахождения статической неуравновешенности заключается
в принудительном вращении ротора с регистрацией давления или колебаний
(статическая балансировка в динамическом режиме). Применяют специальные
балансировочные, станки (рис. 78), чаще с вертикальной осью вращения. Сила,
вызывающая давление на опоры или колебание системы, Р
= mpеcтω2, где mр —
масса ротора; ω — угловая скорость.
Ротор 1 (см. рис. 78), насаженный на оправку шпинделя 2, вращающегося
от электродвигателя 3, вызывает колебания системы относительно фиксированной
оси (рис. 78, а), плоскости (рис. 78,б), или свободные от связи со станиной 4
станка (рис. 78, в), которые фиксируются вибропреобразователем
5. В схеме с неподвижными опорами (рис. 78, г) регистрируется давление.
Система ротор — шпиндель — электродвигатель связана со станиной жестко или
пружинами 6. Вибропреобразователь 5 является первым
звеном системы измерения угла и значения дисбаланса. Характеристика
оборудования для статической балансировки приведена в
табл. 30.
Способ и средства выявления и определения динамической
неуравновешенности сборочных единиц. Отклонение от параллельности оси вращения ротора его главной центральной оси инерции
может быть выявлено при вращении сборочной единицы или детали на специальном
балансировочном станке. Обычно действие на ротор главного момента и главного
вектора заменяют действием эквивалентных систем. При вращении неуравновешенных
масс, находящихся от оси на расстоянии е, возникают центробежные силы,
пропорциональные дисбалансам в
плоскостях опор: FA = mAeAω2, FB = mBeBω2.
Эти силы вызывают давление или вибрации в опорах ротора станка и через
вибропреобразователи различных типов фиксируются
соответствующей измерительной системой.
Данный способ выявления дисбалансов не является единственным, но
практически для всех балансировочных станков используют именно его.
Балансировочные измерительные приборы, позволяющие получать информацию
о дисбалансах ротора при балансировке на месте (в собственных подшипниках),
действуют так же.
Балансировку на месте осуществляют балансировочным комплектом, который
может включать (по ИСО 2371—72) измерительный вибропреобразователь,
фильтр, индикатор амплитуды колебаний, индикатор частоты и другие
специализированные приборы.
Балансировочные станки различают по виду балансировки
(для статической и динамической балансировки), по режиму балансировки (в
статике и в динамическом режиме, т. е. с вращением ротора), по рабочей частоте
вращения ротора (дорезонансные, резонансные, зарезонансные), по типу роторов (горизонтальные и
вертикальные), по степени автоматизации (неавтоматические, полуавтоматические,
автоматические), по числу и специализации рабочих позиций (станки и линии) и
др. Общий вид горизонтального станка
ДБ-10 для динамической балансировки приведен на рис. 79.
Ротор с 1 оправкой устанавливается на опорах 2 станка и приводится во вращение ременным
приводом 3 от электродвигателя 4. Колебания ротора на опорах дают измерительной
системе информацию о величине угла и значении дисбаланса. Технические данные
серийных балансировочных станков приведены в табл. 31.
Техническая характеристика балансировочного станка для жестких роторов
по ИСО 2953 содержит характеристику типа, массы и размеров балансируемого
ротора, диапазон показаний балансировочного станка, указания о приводе станка и
другие параметры.
Предельные габариты ротора для горизонтальных станков характеризуются
диаметрами (наибольшим над станиной, наибольшими и наименьшими диаметрами вала
для приводного ремня), а также осевыми размерами (наибольшим и наименьшим
расстояниями между цапфами, наибольшим расстоянием от соединительной муфты до
середины наиболее удаленного подшипника и наименьшим расстоянием от этой муфты
до середины ближайшего подшипника).
Возможности вертикальных станков характеризуются предельными
габаритами ротора, включая габариты шпинделя или планшайбы, а также
максимальной высотой центра масс ротора.
Для всех станков важными показателями являются диапазон масс балансируемых роторов и максимальный момент инерции ротора
относительно оси вала. Наибольшее произведение массы на квадрат радиуса
вращения влияет на число включений и остановок (циклов) станка в час, на время
разгона ротора до заданной частоты вращения.
Возможности станка характеризуются наибольшим измеряемым на нем
дисбалансом для данного ротора и наименьшим достигаемым остаточным дисбалансом
- порогом чувствительности станка.
Мерой общей эффективности балансировки на стайке служит коэффициент
уменьшения дисбаланса (%)
k = (D1-D2)/D1 = 1 – D2/D1
где D1
начальный дисбаланс в данной плоскости; D2—дисбаланс
после одной корректировки масс в этой же плоскости коррекции.
Относительно привода станка, выбираемого для
выполнения операции, должны быть известны: частота вращения при балансировке
(об/мин) или диапазон бесступенчатого регулирования, номинальный при трогании и максимальный вращающий моменты на роторе (Н •
м), тип привода ротора (торцовый привод от муфты или ленты, ременный привод,
привод магнитным полем, роликом, струей воздуха и т. п.), мощность, тип,
частоты вращения, напряжение, сила тока, частота и фазы переменного тока двигателя, способ торможения
двигателя и детали и т. п.
Станки с двумя плоскостями измерения дисбаланса и более имеют
специальные системы, исключающие взаимное влияние этих плоскостей. Сигнал в
измеряемой плоскости должен идти только от дисбаланса, находящегося в данной
плоскости.
Механические системы станков, обеспечивающие необходимое число
степеней свободы, приведены в табл. 32. Класс системы
соответствует числу степеней свободы (I - VII). А - машины с колеблющейся рамой; Б -машина с независимыми опорами.
Способы устранения дисбалансов ротора. Для уменьшения дисбалансов
ротора используются так называемые корректирующие массы, которые могут
удаляться из тела ротора, добавляться к нему, а также перемещаться по ротору.
Корректирующую массу удаляют по показаниям балансировочного
оборудования различными технологическими методами: опиливанием, отламыванием
специальных приливов, точением, фрезерованием, шабрением, шлифованием,
сверлением. В приборостроении используют также
электроискровую, электрохимическую, лазерную, электронно-лучевую и другие
обработки с малым съемом материала в единицу времени.
Корректирующую массу в противофазу дисбаланса ротора добавляют
приваркой, клепкой, пайкой, привертыванием специальных элементов определенной
массы и на определенном радиусе. Материал корректирующей массы может
наноситься на ротор также напылением, наставлением и другими методами.
Бели в процессе эксплуатации сборочных единиц наблюдается непрерывное
режимное изменение дисбаланса под действием износа, переменных нагрузок,
применяют управляемые балансирующие устройства (УБУ) и автоматические
балансирующие устройства (ЛБУ), позволяющие в заданный момент проводить
корректировку масс. УБУ имеют специальные конструктивные элементы (втулки,
секторы, сухари, шары, винты), перемещаемые в нужное место ротора.
Точность балансировки. Точность балансировки характеризуется
произведением удельного дисбаланса ест на наибольшую частоту
вращения ротора в эксплуатационных условиях ωэmax.
На основании этого критерия ГОСТ 22061 — 76 предусматривает 13 классов
точности (от 0 до 12). При назначении класса точности сборочных единиц можно
использовать данные, приведенные в табл. 33.
Точность технологической операции зависит и от выбранного метода
корректировки масс, и от конструкции ротора и от других факторов. Эффективность
выполнения i-гo перехода
устранения дисбаланса можно оценить степенью уменьшения дисбаланса
где δN -
погрешность перехода по значению дисбаланса; Δφ
- погрешность перехода по углу дисбаланса. На графике (рис. 80) выделена
область рационального процесса, т. е. такого, при котором δi < 1 при
любых погрешностях по углу и значению дисбаланса на данном переходе.
В случае корректировки дисбаланса сверлением глухого отверстия вдоль
оси ротора элементарные производственные погрешности могут сводиться к трем:
погрешности величины высверливаемой массы материала Δm, погрешности положения центра массы на радиусе R ротора
ΔR и погрешности положения центра массы вдоль оси ротора
Δо.
Момент от расчетной высверливаемой массы
Mэ = F1L= mRω2L,
где F1 -
центробежная сила; L - расстояние между плоскостями корректировки масс при
динамической балансировке; m - масса высверливаемого
материала; R — расчетный радиус корректировки ротора; ω — угловая скорость ротора.
В реальных условиях величины в этой формуле выдерживаются с некоторыми
погрешностями Δm, ΔR, Δω и ΔL. При достаточно малых значениях этих погрешностей
можно определить степень влияния их на максимальную относительную погрешность δМЭ:
Исследование реального технологического процесса и конструкции ротора
позволяет определить значения величин, входящих в эту формулу, и оценить
реальное влияние каждой из погрешностей.
Требования к оформлению чертежей балансируемых
объектов содержатся в ГОСТ 22061 — 76. При выборе положения плоскости коррекции
вдоль оси ротора расстояние от торца ротора до плоскости коррекции ар
= kh, где h —
полная расчетная глубина сверления параллельно оси ротора. Коэффициент k определяют по графику (рис. 81, а) или исходя из
минимума моментной погрешности Δм
(рис 81,б), возникающей от сверления отверстий на глубину, меньшую
чем h.
При фактической глубине сверления х <
0,578r, где r — радиус
сверла,
и при х > 0,578r
где С1 — коэффициент, учитывающий плотность материала
ротора и частоту его вращения.
Если известен закон распределения глубин сверления, то можно
воспользоваться кривыми: при равновероятном законе распределения (рис. 81,б)
исходя из равенства моментов с плюсом и минусом, а при нормальном – из
равенства площадей (рис. 81,в).
Управляемые балансирующие устройства (УБУ) находят все более широкое
применение для корректировки режимных дисбалансов роторов, позволяя повышать
производительность машин и технологического оборудования. Из
табл. 34 видны преимущества УБУ при ежедневной
потребности в корректировке масс. УБУ разделяют на четыре группы в зависимости
от траектории перемещения центра корректирующих масс: по спирали; отрезкам
прямой; по окружностям; по радиусу и дугам окружности.
УБУ (рис. 82) состоит из четырех попарно кинематически
связанных корректирующих масс (2 и 3, 4 и 5). Движение к корректирующим массам
от электродвигателей 8, 9 идет по
Корректирующие массы попарно имеют дисбалансы,
сдвинутые на 180°, а каждая пара повернута относительно другой на 90°, что
приводит, во-первых, к перемещению центра каждой корректирующей массы по
окружности, во-вторых, к перемещению общего центра масс пары (2 и 3, 4 и 5) по
прямой и, в-третьих, к перемещению центра масс каждой пары по взаимно
перпендикулярным прямым.