Разъемные соединения — допускают разборку без повреждения сопрягаемых
и скрепляющих деталей. К ним относят резьбовые, клиновые, штифтовые,
шпоночные, шлицевые и профильные соединения, а также соединения посредством
упругих элементов (стопорных колец).
Резьбовые соединения весьма распространены в машиностроении, а
трудоемкость их относительно велика. Их сборку выполняют, применяя крепежные
детали (болты, винты и резьбовые шпильки, рис. 37). При болтовых соединении не требуется нарезание резьбы в соединяемых
деталях, что важно, если материал детали не обеспечивает необходимой прочности
резьбы. Эти соединения несколько утяжеляют изделие, усложняют его внешние
очертания и вызывают необходимость удерживать болт от проворачивания при
завинчивании гайки. Винтовые соединения просты по конструкции и удобны для
сборки. При частой разборке соединений винты не применяют, так как они могут
повредить резьбу в детали. В этом случае их заменяют болтами или шпильками.
Стопорение
резьбовых соединений необходимо, если они воспринимают переменные и ударные
нагрузки или подвержены действию вибраций. Последние уменьшают трение и
ухудшают условие самоторможения в резьбе.
Применяют три основных способа стопорения: 1)
повышают трение в резьбе путем постановки контр1айки, пружинной шайбы и
использования резьбовых пар с натягом в резьбе (рис. 38,а,б);
2) жестко соединяют гайку со стержнем болта (шпильки) с помощью шплинтов или
соединяют группу винтов проволочной обвязкой (рис. 38,в — д);
3) гайку (головку винта) жестко соединяют с деталью, применяя специальные
шайбы, планки, накернивание или точечную сварку (рис.
38, е, ж, з). Резьбовые соединения, расположенные
внутри механизмов, стопорят только вторым и третьим способами. Винты и гайки
с коническими опорными поверхностями (рис. 39) обладают хорошими стопорящими
свойствами из-за больших моментов трения на этих поверхностях.
Расположение крепежных деталей должно быть удобным для применения
высокопроизводительных и механизированных сборочных инструментов, а расстояния
между осями крепежных деталей не должны быть малыми, так как это затрудняет
использование многошпиндельных винто- и гайкозавертывающих устройств.
Размеры крепежных деталей должны быть по возможности унифицированы. Следует
избегать расположения крепежных деталей в труднодоступных и неудобных местах.
Для лучшего направления при свинчивании у винтов целесообразно делать
центрирующие заточки, а в отверстиях центрирующие выточки (рис. 40). Для той
же цели на резьбовых поверхностях выполняют заходные
фаски под углом 45º.
Диаметр выточки в резьбовом отверстии (рис. 41) d1 = d + Δ,
где Δ — диаметральный зазор между выточкой и резьбовой частью винта с
наружным диаметром d (принимается в пределах 0,1 — 0,15 мм). Глубину
выточки можно определить по формуле l = 2Δd/P, где Р — шаг резьбы.
Наибольший угол перекоса оси винта к оси резьбового отверстия, при
котором не происходит заедания резьбы,
β = arctg(0,5P/d).
Сборка резьбовых соединений состоит из нескольких последовательно
выполняемых этапов. Сначала на сборочный стенд устанавливают и взаимно
ориентируют сопрягаемые детали изделия. Затем устанавливают крепежные
резьбовые детали, осуществляя их наживление,
завинчивание и затяжку с заданным осевым усилием или моментом, У ответственных
соединений далее осуществляется контроль затяжки и стопорение
резьбовых деталей.
Сборка деталей винтами наиболее простая. В единичном и мелкосерийном
производстве наживление винтов выполняется вручную, а
последующее завинчивание и затяжку — гаечными или торцовыми ключами и отвертками.
В крупносерийном и массовом производстве эти этапы сборки выполняются
средствами механизации и автоматизации (одно- и миогошпиндельными переносными гайковертами и специальными винтозавертывающими стационарными станками с подачей винтов
из бункерных устройств).
Более сложна сборка болтовых соединений. Она включает вставку болтов и придерживание их от проворачивания, надевание шайб, наживление, навертывание и затяжку гаек с использованием
тех же средств производства, как и в предыдущем
случае.
При сборке соединений с резьбовыми шпильками процесс еще более
усложняется. Сначала в одну из деталей ввертывают с натягом резьбовые шпильки,
затем на них надевают сопряженную деталь, на выступающие концы шпилек надевают
шайбы, навинчивают и затягивают гайки. Натяг при ввертывании
шпилек обеспечивают следующими способами: натяг по резьбе (наиболее
распространен), плотная посадка на сбег резьбы шпильки, упор буртом шпильки в
плоскость разъема деталей, упор в дно резьбового отверстия, посадка резьбы
шпильки на клею, завинчивание шпильки в гладкое отверстие (только для алюминиевых
и магниевых сплавов), затяжка шпильки со спиральной проволочной вставкой.
Для завинчивания шпилек используют специальные патроны, захватывающие
шпильки за гладкую или резьбовую часть, и применяют ручные или механизированные
инструменты (шпильковерты). Постановку шпилек проверяют
на перпендикулярность положения их оси к плоскости разъема при помощи угольника,
а также на величину момента затяжки (проверяют динамометрическим ключом).
Резьбовые шпильки не следует располагать близко к точным отверстиям и
плоскостям, так как при их затяжке происходит выпучивание стенок детали и
возникают погрешности формы точных поверхностей (например, зеркала цилиндров
двигателя).
Затяжку крепежных деталей в групповом соединении осуществляют
постепенно. На рис. 42 цифрами показана рекомендуемая последовательность
предварительной и окончательной затяжки крепежа для устранения деформации
сопрягаемых деталей.
Требуемая затяжка ответственных резьбовых соединений обеспечивается: ограничением
крутящего момента; поворотом гайки на определенный, заранее установленный угол;
затяжкой с замером удлинения стержня шпильки или болта.
Для ограничения крутящего момента при ручной затяжке применяют
предельные и динамометрические ключи. При использовании механизированных
инструментов (электрических или пневматических гайковертов) заданный момент
затяжки обеспечивают муфтами тарирования, реле тока, самоостановкой
(с торможением) двигателя в конце затяжки и другими способами. В особых случаях
эта затяжка дополняется затяжкой динамометрическими ключами. Данные методы
затяжки не гарантируют точность выдерживания осевой силы затяжки, так как даже
при постоянном моменте на осевую силу влияют постоянство коэффициента трения в
резьбе и на торце, неточность изготовления резьбы и опорных торцов и другие
факторы.
Более точно величину предварительной затяжки обеспечивают
дополнительным поворотом гайки на определенный угол. Гайку вначале затягивают
обычным ключом, чтобы создать плотность в стыках. Затем ее ослабляют и вновь
завертывают до соприкосновения торца с опорной плоскостью. После этого гайку с
помощью накладного градуированного диска поворачивают на определенный угол φ. Его величину в зависимости от требуемой силы
затяжки определяют по формуле
где l — длина болта или шпильки между опорными плоскостями;
Р — шаг резьбы; Еб
Ед - модули упругости материала болта и
скрепляемых деталей; Fб, Fд —
площади поперечных сечений болта и скрепляемых деталей; Рзат
— сила затяжки.
Под величиной Fд понимают ту часть площади поперечного сечения
деталей, которая участвует в деформации от затяжки болта. Обычно полагают, что
деформация от гайки и головки болта распространяется в глубь деталей по
конусам с углом 30°. Приравнивая объем этих конусов к объему цилиндра, находят
где [здесь D —
диаметр опорной поверхности гайки (болта)]; dотв — диаметр отверстия под болт; h1 и h2 —
толщины соединяемых деталей.
Наиболее точно силу затяжки определяют по измеренному удлинению болта λ по формуле
Величину λ измеряют специальным микрометром.
Данный метод применяют при сборке ответственных резьбовых соединений (турбостроение,
двигателестроение, тяжелое машиностроение). При большом диаметре болтов и
резьбовых шпилек (более 50 мм) затяжку часто производят после предварительного
нагрева их стержня до определенной температуры пропусканием через сквозное
осевое отверстие струи нагретого воздуха или пара. После остывания в стержне
болта возникает необходимая сила затяжки Рзат.
Температура нагрева
где а — коэффициент линейного расширения материала болта; t1 -
температура окружающей среды, °С; t —
температура нагрева, ºС.
Равномерность затяжки резьбовых соединений зависит от метода затяжки и
от качества изготовления крепежных (резьбовых) деталей. В табл. 22 приведены
данные по относительной неравномерности затяжки у резьбовых соединений
различными методами.
Производительность сборки резьбовых соединений зависит от типа
сборочных инструментов. Время завертывания крепежных деталей обычным гаечным
ключом сокращается в 2—3 раза при использовании трещоточных ключей, в 3 — 5 раз
при использовании торцовых коловоротных ключей и в
10—15 раз при применении механизированных инструментов (гайковертов).
Многошпиндельные гайковерты дополнительно сокращают время в
К раз, где К — число шпинделей гайковерта. Автоматические винтозавертывающие станки обеспечивают завертывание до
1000—1500 винтов в час.
Повышение производительности труда сборщиков и облегчение условий их
работы достигается применением технологической оснастки. К ней относят
стационарные или поворотные приспособления для закрепления базовых деталей
собираемых изделий, устройства для упругой подвески механизированных сборочных
инструментов (пружины, пружинные балансиры), шарнирно-телескопические
устройства для восприятия реактивных моментов от гайковертов, монорельсовые
устройства для перемещения упругих подвесок сборочных механизированных
инструментов в горизонтальном направлении при больших габаритах собираемых
изделий.
Средства автоматизации применяют при узловой и общей сборке небольших
изделий в массовом и серийном производстве, используя одно-
и многопозииионное (карусельное) полуавтоматическое
оборудование и автоматические линии. Перспективно также применение робототехнических
комплексов в гибких автоматизированных производствах.
При контроле резьбовых соединений проверяют наличие и правильность
положения поставленных деталей, момент затяжки у ответственных изделий,
герметичность соединений, последовательность затяжки крепежных деталей (в
процессе сборки) и выявляют другие дефекты сборки. Перед автоматической сборкой
резьбовые элементы подвергают 100%-ному контролю.
Клиновые (конические) соединения обеспечивают сборку деталей с полной
выборкой поперечного зазора. Они надежны в работе, хорошо центрируют
сопрягаемые детали, но не обеспечивают их точного положения в продольном
направлении. К сопряженным поверхностям конуса (клина) предъявляют повышенные
требования по точности обработки (проверка по краске, «на качку», а также по
глубине посадки охватывающего конуса на валу).
Для разборки соединения в его конструкции предусматривают резьбовые
отверстия для отжимных винтов или уступы для лап съемника.
Сборку выполняют вручную затяжкой крепежных деталей (гайки или винтов)
ударами мягкого молотка или усилием пресса. Усилие регламентируют техническими
условиями на сборку. При передаче больших крутящих моментов в соединении
предусматривают шпонки.
Штифтовые соединения применяют для точной фиксации сопрягаемых деталей
между собой и собранных узлов с базовой деталью изделия (рис. 43, а). План
обработки в первом случае: раздельная предварительная обработка обеих деталей
(обеих половинок разъемного корпуса), чистовая обработка плоскости разъема
этих деталей, сверление отверстий под крепежные детали, сборка обеих деталей в
одно целое, сверление и развертывание отверстий под контрольные штифты,
постановка штифтов, окончательная обработка собранного корпуса. При его
повторной сборке обеспечивается точное взаимное положение обработанных
поверхностей. План обработки во втором случае: предварительное крепление узла
на базовой детали (станине) изделия, точная выверка положения узла на станине,
сверление и развертывание отверстий под контрольные штифты, постановка
контрольных штифтов, обеспечивающих точную фиксацию узла и станины. Штифты
выполняют цилиндрическими или коническими; их ставят
с небольшим натягом. Отверстия под штифты сверлят по разметке или по
кондуктору (накладному или стационарному).
В часто разбираемых соединениях штифты целесообразно делать полыми, свертной конструкции. При наличии открытого шва они
обладают пружинными свойствами, что обеспечивает компенсацию износа по
наружной поверхности. В отдельных случаях штифты используют не только для
точной фиксации сопряженных деталей, но и для передачи сдвигающих сил
перпендикулярно их оси (рис. 43,б).
Шпоночные соединения используют в изделиях мелкосерийного и единичного
производства. Конструктивные недостатки (ослабление валов шпоночным пазом,
малая несущая способность) ограничивают их применение в малонагруженных конструкциях.
Наиболее распространены призматические и сегментные шпонки; клиновые шпонки
применяют редко, так как при сборке ступица смещается на валу в радиальном
направлении. Сегментные шпонки меньше перекашиваются в пазу, чем призматические,
однако они больше ослабляют вал и преимущественно их ставят по его концам.
Сборку шпоночных соединений производят, устанавливая сперва плотно шпонку в пазу, используя медный молоток,
пресс или специальное приспособление. Длинные (направляющие) шпонки крепят в
пазу винтами.
В массовом производстве сборку ведут по принципу взаимозаменяемости; в
серийном допускается подбор и пригонка шпонок по ширине паза
После посадки шпонки на вал насаживают с зазором или натягом ступицу
сопряженной детали. Последняя предохраняется от
осевого смещения гайкой, винтом, разрезным пружинным кольцом или другими
способами в зависимости от конструкции собираемого узла.
Рабочее место сборщика оснащается сборочными и контрольными
приспособлениями, ручными или приводными прессами. При большой массе собираемых
изделий сборочное место должно быть оборудовано подъемно-транспортными
устройствами.
Для разборки соединений в их конструкции предусматривают резьбовые
отверстия для отжимных винтов, возможность применения съемников, выколоток и упругих
элементов.
В процессе сборки соединений проверяют плотность посадки шпонок в пазах
вала, параллельность расположения шпонок оси вала, плавность перемещения
ступицы по валу (для скользящих соединений), выявляют окружной зазор (качку) в
соединении; соединения с клиновыми шпонками проверяют также на радиальное и
осевое биения ступицы. Дефектные соединения могут быть подвергнуты (если допускается
по ТУ) переборке.
Шлицевые соединения. По форме профиля шлицев применяют три типа
соединений: прямобочные, эвольвентные
и треугольные. Прямобочные соединения выполняют
центрированием по боковым граням шлицев, по наружному или внутреннему
диаметру вала. По стандарту предусматриваются три серии соединений (легкая,
средняя и тяжелая) с числом шлицев 6 — 20. Лучшая соосность
вала и ступицы обеспечивается центрированием по наружному или внутреннему
диаметру. Центрирование по боковым граням применяют при тяжелых условиях
работы, так как оно дает более равномерное распределение нагрузки по шлицам.
При невысокой твердости материала втулки (НВ < 350) центрирование
производят по наружному диаметру. В этом случае поверхности центрирования
втулки калибруют протяжкой, а центрирующие поверхности вала шлифуют. При
большей твердости материала втулки применяют центрирование по внутреннему
диаметру. Центрирующие поверхности втулки и вала при этом шлифуют.
Эвольвентные
шлицевые соединения центрируют по боковым граням или (реже) по наружному
диаметру вала. Как прямобочные, так и эвольвентные шлицевые поверхности применяют в подвижных и
неподвижных соединениях. Элементы подвижного шлицевого соединения обычно
подвергают термической обработке.
Соединения с треугольными шлицами применяют как неподвижные при
тонкостенных втулках. Они обеспечивают передачу значительных моментов и при
большом числе шлицев (до 75) позволяют регулировать положение втулки на валу
в окружном направлении.
Сборку шлицевых соединений производят методом полной взаимозаменяемости
и методом подбора (при повышенных требованиях). Сборке предшествует тщательная
очистка сопрягаемых деталей, их контроль и внешний осмотр на предмет выявления
дефектов поверхности (забоины, вмятины и др.). При сборке подвижных
соединений втулка должна плавно, без качки и заедания перемещаться по валу (от
руки). Зазоры в радиальном и окружном направлениях не должны превышать величин,
указанных в ТУ на данное соединение. Сборку неподвижных соединений выполняют на
прессе. Контроль на биение осуществляют индикатором в центровых бабках или на
призмах.
Профильные соединения имеют преимущества по сравнению со шпоночными и шлицевыми — они обеспечивают хорошее центрирование
деталей, не имеют острых углов и резких переходов сечения, в результате чего
нет концентрации напряжений и опасности образования трещин при термической обработке.
Технология обработки поверхностей сопряжения вала (копирное
обтачивание и шлифование) и втулки (протягивание) не вызывает затруднений.
Профильные соединения обычно выполняют с овальным контуром поперечного сечения
(рис. 44). Их сборка производится с зазором (подвижные соединения) по принципу
взаимозаменяемости. При неточном изготовлении сопряженных деталей возможна
качка втулки на валу.
Соединения с гарантированным зазором выполняют вручную при массе
деталей до 10 кг. При большей массе используют подъемные устройства. Перед
сборкой .производят очистку (протирку) и смазывание
(в узлах трения) поверхностей сопряжения. Для облегчения сборки и устранения
перекосов часто предусматривают направляющие фаски и пояски на сопряженных
поверхностях. Используют также специальные приспособления и вспомогательные
оправки (фальшвалики). При малых допусках на зазор
сопрягаемые детали сортируют на размерные группы или подбирают на месте в
процессе сборки.
Соединения с упругими элементами выполняют с использованием разрезных
стопорных колец [наружных (рис. 45, а) и внутренних, рис. 45, б] и других
элементов. Стопорные кольца фиксируют детали от осевого перемещения и
воспринимают значительные осевые нагрузки. Их изготовляют из
стали 65Г и подвергают термической обработке. Размеры колец стандартизованы.
Перед постановкой на место кольца разжимают или сжимают, используя специальные
щипцы или приспособления. Стопорные кольца уменьшают габариты сопряжений,
упрощают их конструкцию и обработку сопрягаемых поверхностей.
Сборка неразъемных соединений. К неразъемным соединениям относят
соединения, выполняемые с гарантированным натягом, развальцовкой и отбортовкой, клепкой, сваркой, пайкой и склеиванием.
Соединения с гарантированным натягом осуществляют ударами ручника
(запрессовка штифтов, заглушек, небольших втулок), на прессах или путем
теплового воздействия на сопрягаемые детали. Способность соединений передавать
нагрузки зависит от натяга. На его величину оказывает влияние шероховатость
посадочных поверхностей. При большой высоте микронеровностей часть их при
запрессовке сминается, и фактически получаемый натяг уменьшается. Поэтому
параметр шероховатости посадочных поверхностей назначают в пределах Ra ≤
1,25 мкм.
Качество соединений с гарантированным натягом контролируют по величине
усилия запрессовки. При сборке ответственных соединений снимают диаграмму
усилия запрессовки, которая является паспортом этого соединения. Для проверки
качества соединений может быть применен ультразвуковой метод контроля.
Сборка с тепловым воздействием повышает прочность соединения в 1,5
раза, так как в этом случае сглаживания микронеровностей не происходит.
Поверхности сопряжения можно обрабатывать менее тщательно. Тепловые посадки
целесообразно применять при больших диаметрах и незначительной длине сопряжения
(бандажи колес подвижного состава, зубчатые венцы), когда при посадке под прессом
из-за неточного направления могут возникнуть перекосы, а также при
тонкостенных охватывающих деталях.
Сборку с тепловым воздействием проводят с общим и местным нагревом
охватывающей детали. Первый применяют для деталей небольших и средних
размеров. Нагрев осуществляют в масляных или водяных ваннах, индукционными
устройствами или газовым пламенем. Для крупногабаритных деталей применяют
местный нагрев примыкающего к посадочному отверстию материала (газовым пламенем
или электронагревателями).
Нагрев крупногабаритных деталей затруднен; в этих случаях применяют
охлаждение охватываемых деталей. Сборка с охлаждением не изменяет исходную
структуру и физико-механические свойства металла. Время охлаждения
охватываемых деталей (особенно тонкостенных) меньше времени нагрева охватывающих.
Охлаждение осуществляют в жидком азоте (температура—195,8 °С) или в ванне денатурированный
спирт - сухой лед (температура — 78,5 °С). При автоматической сборке детали
пропускают через конвейерную холодильную установку.
При запрессовке и сборке с тепловым воздействием применяют специальные
приспособления для правильной установки сопрягаемых деталей, а на их
поверхностях предусматривают направляющие фаски или цилиндрические поиски.
Для предупреждения задиров поверхностей и уменьшения
сил запрессовки применяют минеральную смазку или дисульфид молибдена. При
сборке сопряжений, работающих при повышенных температурах, шейку вала покрывают
специальной смазкой, содержащей графит. В случае разборки соединений с
гарантированным натягом применяют съемники; в конструкциях деталей для
облегчения демонтажа предусматривают соответствующие элементы. Усилие запрессовки,
Н
Р = fπdLp
где f - коэффициент трения на контактной поверхности
(зависит от параметров шероховатости поверхности, смазочного материала, величины
давления и других факторов); приближенно при сборке стальных и чугунных
деталей f =
0,08 ÷ 0,1; d — номинальный диаметр сопряжения, мм; L — длина
сопрягаемых поверхностей, мм; р
- давление на поверхности контакта, МПа;
где δ - натяг в сопряжении, мкм; С1 и С2 — коэффициенты;
здесь Е1 и Е2, μ1
и μ2 — модули упругости и коэффициенты Пуассона материалов вала
и втулки; d1 — диаметр отверстия пустотелого вала; d2 —
диаметр напрессовываемой детали (втулки). Для сплошного вала d1 = 0 и С1 = 1-μ.
По усилию запрессовки выбирают мощность прессующего устройства с
учетом коэффициента запаса, величину которого рекомендуется брать равной 1,5.
Усилие запрессовки может быть уменьшено на 20—30% при наложении осевых
вибраций (импульсов) от встраиваемого в прессующее устройство специального
вибратора.
При запрессовке происходит увеличение диаметра охватывающей детали (Δd2) и уменьшение
внутреннего диаметра охватываемой (Δd1). Эти
изменения следует учитывать, если указанные размеры ограничены узкими допусками:
При сборке с тепловым воздействием необходимо знать температуру и
время нагрева или охлаждения сопрягаемых деталей. Увеличение
или уменьшение диаметра (в мкм) посадочной поверхности определяют по формуле Δd = δ
+ i,
где δ — наибольший натяг для данного
соединения; i — гарантированный зазор, обеспечивающий свободную посадку
при сборке (рекомендуется брать равным минимальному зазору посадки H7/g6).
Температуру Тв нагрева
охватывающей детали или температуру охлаждения охватываемой, которая должна
быть в начале выполнения соединения, определяют из условия
При переносе детали из нагревательного (охлаждающего) устройства на
сборочную позицию неизбежно ее охлаждение (нагрев). Зная время t переноса
детали, можно найти температуру ТA, которую должна иметь деталь в момент ее выгрузки из
нагревательного устройства:
где Т — температура окружающего воздуха, °С. Показатель k зависит от размеров и конфигурации детали, ее
материала и метода нагрева. Его следует определять экспериментально.
Если ТA и ТB заданы, то
Соединения, выполняемые развальцовкой и отбортовкой.
Развальцовка и отбортовка основаны на пластическом
деформировании одной из сопрягаемых деталей, поэтому свойства материала имеют
большое значение для получения качественного соединения. Развальцовкой и отбортовкой получают плотные и герметичные соединения,
передающие осевую нагрузку и крутящий момент.
Развальцовку выполняют вручную на сверлильных и специальных станках,
используя специальный инструмент. При развальцовке цилиндрических поверхностей
применяют вальцовки с радиальной подачей роликов (рис. 46); скорость
развальцовывания 15-20 м/мин.
Отбортовку
выполняют вальцовками (рис. 47), штампами и обжимками. Качество соединений
проверяют гидравлическими испытаниями на герметичность и плотность, приложением
внешней нагрузки для выявления передаваемой осевой силы и момента, а также
внешним осмотром. Качество соединения зависит от подготовки сопрягаемых
поверхностей, которые должны быть чисто и точно обработаны. Параметр
шероховатости сопрягаемых поверхностей должен быть Rz ≤
10 мкм, а точность — не ниже 11-го квалитета. Качество соединения проверяют в
процессе сборки по моменту и осевой силе, что удобно при автоматическом
выполнении соединения, а также по пути перемещения разжимающего конуса
инструмента. Применяют также методы импульсного воздействия высоких энергий
при вальцевании, что повышает производительность и качество соединений. К
таким методам относят использование ударной волны при взрыве проволочки,
соединенной с источником электрической энергии.
Сварка. В зависимости от технических требований, предъявляемых к
сварным узлам, различают следующие схемы технологических процессов:
заготовка элементов узла с их окончательной
механической обработкой — сборка узла — сварка — правка узла;
заготовка элементов узла с частичной (предварительной) механической
обработкой - сборка узла - сварка - термическая обработка (при необходимости)
— окончательная механическая обработка;
заготовка элементов узла - сборка узла — сварка — механическая
обработка.
В последней схеме механическая обработка может выполняться также на
первом этапе в виде подготовки кромок под сварку.
Сборочные работы перед сваркой предусматривают правильное положение
соединяемых деталей и их временное скрепление. Правильность соединения
обеспечивают выверкой или установкой деталей в приспособления.
Технологические особенности сварки обеспечивают возможность ведения
этого процесса на поточных линиях механической обработки и сборки.
Пайка. Для получения прочных и герметичных соединений, особенно в
производстве изделий из листового металла (оцинкованного и декапированного
железа, жести, латуни и т. п.), применяют пайку.
Различают пайку твердыми и мягкими припоями. Твердые припои имеют
температуру плавления выше 550ºС и предел
прочности до 500 МПа. У мягких припоев температура плавления ниже 400ºС и предел прочности ~50-70 МПа. Припои стандартизованы.
Припои наносят в расплавленном состоянии паяльником или в виде колец,
фольговых прокладок, дроби, паст в смеси с флюсом; расплавление припоя
происходит при нагреве вместе с деталями.
Автоматическую пайку выполняют в следующем порядке: точная установка
соединяемых деталей специальными приспособлениями, нанесение припоя и флюса,
нагрев узла до температуры плавления припоя индукционным методом, ТВЧ, газовым
пламенем, пропусканием через конвейерное нагревательное устройство или
окунанием в расплавленный флюс. Последние два способа удобны при большом числе
одновременно выполняемых мест пайки. Качественные стали паяют также в защитной
атмосфере (или в вакууме) при нагреве ТВЧ.
Комплексную автоматизацию пайки наиболее просто осуществляют при использовании
припоя и флюса в виде пасты. Пайку ведут на карусельной установке; на первой
позиции устанавливают детали, подаваемые из бункеров; на второй — выдают пасту
в зону пайки; на третьей — нагревают узел ТВЧ или газовым пламенем; на
четвертой - охлаждают узел (при необходимости) и на пятой — автоматически
удаляют собранный узел.
Поверхности соединяемых деталей тщательно обезжиривают и очищают от
окислов и посторонних частиц. Для повышения прочности соединения необходимо
обеспечивать большую поверхность прилегания. Применяют
соединения внахлестку или в ус. Поверхность контакта увеличивают образованием
выточек или применением соединительных деталей (рис. 48).
С увеличением зазора в стыке прочность соединения снижается. При пайке стали твердыми припоями рекомендуется зазор в пределах 0,03
— 0,05 мм, мягкими припоями зазор — 0,05 — 0,2 мм. При пайке медных сплавов
зазор принимают в пределах 0,08-0,35 мм.
Для обеспечения указанных зазоров необходимы точная
механическая обработка сопрягаемых поверхностей и учет тепловых деформаций
деталей при их нагреве.
Механическую очистку выполняют стальной щеткой или абразивным
полотном, обезжиривание — горячими щелочными растворами или органическими
растворителями. Окислы удаляют травлением в кислотах с последующей промывкой и
сушкой.
Элементы собранного узла перед пайкой скрепляют в специальных
приспособлениях. Если в одном узле применяют последовательную пайку нескольких
деталей, то используют припои с последовательно понижающейся температурой
плавления.
Для удаления с поверхностей соединяемых деталей пленок, окислов и
лучшего смачивания их используют флюсы (табл. 23) в виде порошков или паст.
Флюсы насыпают или намазывают на места пайки. Остаток флюса после пайки
удаляют промывкой горячей водой или пескоструйной обработкой, так как он
способствует коррозии соединений (особенно при пайке алюминия).
Пайку узлов выполняют с местным или общим нагревом. Методы пайки
приведены в табл. 24.
Выполнение клепаных соединений. Горячую клепку применяют для заклепок
диаметром более 14 мм, холодную клепку при наличии мощного клепального
оборудования и достаточной пластичности металла — для заклепок диаметром до 25
мм.
Замыкающую головку получают ударной клепкой и клепкой давлением. Клепка
давлением в качественном отношении лучше, чем ударная клепка: она бесшумна и
вызывает меньшую утомляемость рабочего. Ударная клепка более универсальна, ее
применяют для соединения деталей любых габаритов.
Склепыванию предшествует предварительная обработка отверстий пробивкой
или сверлением и сжатие соединяемых деталей; для выравнивания смещенных
отверстий их совместно обрабатывают.
Для фиксации склепываемых деталей применяют центрирующие вставки или
штифты. При клепке на прессах используют также установочные приспособления.
При горячей клепке каждую заклепку выдерживают под давлением рабочего
инструмента для предупреждения ее вытяжки. Постановку заклепок для уменьшения
смещения отверстий и выпучивания соединяемых листов следует вести вразброс.
Замыкающая головка при ударной клепке формируется двумя способами (рис.
49). При обычном способе закладную головку заводят в углубление поддержки, и
замыкающая головка образуется под ударами молотка; требуемая форма головке
придается обжимкой. При обратном способе, применяемом для склепывания в
труднодоступных местах, удары наносят по закладной головке. Замыкающая
головка образуется от соприкосновения с поддержкой.
Заклепки из сталей Ст2 и Ст3 нагревают до 1050-1100ºС
в угольных, газовых и электрических печах. Производительность печей - около 300
заклепок в час. Удобен электроконтактный способ
нагрева (производительность до 100 заклепок на одно нагревательное гнездо),
однако при нем затруднен равномерный нагрев по всей длине заклепки
Замыкающую головку трубчатых заклепок выполняют развальцовыванием или
осадкой на прессах.
Механизацию клепальных работ осуществляют применением клепальных
молотков, подвесных скоб и клепальных машин в виде прессов, полуавтоматов и
автоматов.
При работе на прессах заклепки вставляют вручную щипцами или
специальными вилками; на полуавтоматах — с помощью подающего устройства из
бункеров. В автоматах пробивка отверстий, вставка заклепок и обжатие
замыкающих головок выполняются автоматически. Промышленность выпускает
автоматы для холодной клепки заклепками диаметром до 4 мм, время на
расклепывание одной заклепки 0,5 с.
При работе на прессах на одну заклепку требуется 3 с.
Усилие горячей клепки на прессах должно быть не менее 100F, а при холодной клепке 250F, где F — площадь поперечного сечения заклепки, мм2.
Усилие, Н, холодной клепки
Р = kd1,75σв0,75
где k — коэффициент формы замыкающей головки заклепки (для
сферических головок k = 28,6; для потайных k = 26,2; для плоских k = 15,2; для трубчатых k = 4,33); d —
диаметр тела заклепки, мм, σв —
предел прочности материала заклепки при растяжении, МПа.
При клепке резервуаров и сосудов, работающих под давлением, для
обеспечения герметичности производят чеканку листов и головок заклепок. Эту
операцию выполняют при толщине листов более 4 мм.
При ударной клепке применяют жесткие или регулируемые поддержки.
Качество клепки контролируют внешним осмотром соединений и простукиванием
заклепок. Внешним осмотром выявляют дефекты замыкающих головок, выпучивание
или подсечку листов. Простукиванием определяют слабо затянутые заклепки. Маломерные, плохо оформленные и сбитые на сторону головки
обнаруживают шаблонами. Плохое прилегание головок проверяют щупами. Дефектные
заклепки высверливают, а вместо них ставят новые.
Герметичность соединения проверяют воздушной или гидравлической
пробой. Узлы, не имеющие замкнутого пространства, проверяют методом вакуума
(рис. 50). Неплотность соединения обнаруживают по
воздушным пузырькам после смачивания поверхности мыльной водой. При гидропробе неплотности обнаруживают
падением давления по манометру или по выступлению капелек влаги на наружной
поверхности. Величину пробного давления указывают в технических условиях
Склеивание применяют для сопряжений по цилиндрическим поверхностям
(посадка втулок в корпусные детали, постановка заглушек и пр.), а также для
соединения по плоскостям (узлы из листового материала внахлестку, встык с одной
или двумя накладками). Клеевые соединения хорошо работают на сдвиг (прочность
4000 МПа), хуже на отрыв и отдир. Они обеспечивают
герметичность стыка. При температуре выше 100 °С их
прочность резко снижается.
Величина зазора рекомендуется в пределах 0,05-0,15 мм. При зазоре 0,5
мм прочность снижается в 1,5-2 раза. С увеличением длины нахлестки прочность
соединения растет, асимптотически приближаясь к определенному пределу.
Применяют клеи на основе фенольных смол (типа БФ), эпоксидных смол, каучуков,
полиуретановые и специальные клеи (карбинольные,
шеллаки, силиконовые и др).
Технология выполнения клеевых соединений предусматривает подготовку
поверхности деталей, приготовление и нанесение клея, сборку деталей с
приложением прижимных сил в зависимости от марки клея и последующую выдержку
узла для отверждения клея.
Параметр шероховатости сопрягаемых поверхностей Ra =
1,25 ÷ 5,0 мкм. Поверхности очищают и обезжиривают, применяя органические
растворители (ацетон, трихлорэтилен и др.), 2 —
3%-ный водный раствор каустической соды, нагретый до 60—70ºС,
или нагрев деталей в газовом пламени. Клей в зависимости от его консистенции
наносят кистью, пульверизатором, шпателем, роликами или шприцами. Сборку
деталей проводят в приспособлениях с прижатием их рычажными системами,
пружинами или пневматическими устройствами. Давление при прижатии 20—30 МПа.
Температура нагрева при сушке и продолжительность выдержки зависят от марки
клея. Так, для клея на основе эпоксидной смолы ЭД-5 температура должна
достигать 150—160°С и время выдержки 1,5 ч. Нагрев
осуществляют в шкафах с электрическими или газовыми нагревателями. При работе с
клеями необходима осторожность, так как их компоненты токсичны.